Первые музыкальные учебные заведения появились ещё в Древней Руси, при дворах князей и самых крупных монастырях. Тут учили игре на гуслях и прообразе скрипки, дудке и других духовых инструментах, а главное — хоровому церковному пению. Ключевой момент тут — как раз то, что пение было церковное, ведь главной целью было подготовить кадры для церковного хора.

По мере того, как общество усложнялось, возрастал запрос на светскую музыку, прежде всего как элемент церемониального или развлекательного. Учеба молодых музыкантов становилась более сложной и разнообразной, постепенно увеличивался выбор доступных для изучения музыкальных инструментов — из ремесла музыка стала профессией, а там и до консерваторий дело дошло. Первой в России консерваторией стала Санкт-Петербургская: она была открыта в 1738 году, но, вот парадокс, прошли десятилетия, прежде чем среди её преподавателей появились россияне. В конце 70-х годов XVIII столетия музыкальный кабинет открылся при Московском университете, а в первой трети XX века музыкальное образование стало если не массовым, то достаточно широким явлением.
В консерватории, в учебных заведениях работают выдающиеся композиторы и музыканты — Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков и другие. Школы, классы и аудитории, где можно было освоить музыкальный инструмент, научиться петь или читать ноты, появились в дюжине имперских городов: от Риги и Ревеля до Варшавы, от Одессы до Казани, Оренбурга и далекого Томска. В Москве в это время работает уже несколько музыкальных учебных заведений, в том числе одно военное. А вот своя собственная консерватория появилась в Москве куда позже, во второй половине столетия; её основал Николай Григорьевич Рубинштейн (тот самый, в честь которого названа улица, на которой располагался Ленинградский рок-клуб и некоторые другие легендарные для советской и постсоветской рок-музыки места), он же был бессменным директором вплоть до 1881 года.
Рубинштейн, среди прочего, считается отцом-основателем национального музыкального образования.
Первоначально консерватория в Москве располагалась по другому адресу; нынешнее здание было построено в 1895 году под руководством известного архитектора Григоровича-Барского. Основным источником финансирования консерватории в Москве были частные пожертвования и вспомоществование от московского генерал-губернатора; наиболее известным из меценатов-покровителей консерватории был князь Голицын, который, кроме того, выступал покровителем Русского музыкального общества.
Консерватория в Петербурге, напротив, в основном использовала государственные средства, в то время как пожертвования играли в её финансировании не очень большую роль.
Вообще, меценатство было очень распространенной практикой: так частные спонсоры давали талантливым артистам возможность творить без оглядки на необходимость зарабатывать себе на пропитание. Наиболее известным из покровителей Вольфганга Амадея Моцарта был австрийский кайзер Иосиф II, а Бетховену благоволили князь Лихновский и морганатический супруг Елизаветы Петровны, граф Андрей Разумовский. Были свои покровители и у великих русских композиторов. Этой модели была свойственна закрытость и элитарность: немногие таланты если и пробивали себе путь к месту под солнцем, то он был тернистым и непростым.
Революционный держите шаг!
Революция не сразу, но внесла свои коррективы в систему музыкального образования в России. Прежде всего все музыкальные учебные заведения (в том числе консерватория) попали под административный и финансовый контроль государства. В таких условиях сохранять преемственность с музыкальной и творческой традицией прошлого было очень непросто, лишь к середине 30-х модель выживания сменилась на модель развития.
К этому моменту система обучения музыке стала многоступенчатой, включала школы и консерваторию. Впрочем, эти этапы были не последовательными, а параллельными: в консерваторию брали одаренных студентов, а места в школах оставались всем остальным.
Современный вид система обрела примерно к концу 50-х. Первым этапом стала пятилетняя или семилетняя музыкальная школа, затем следовало отучиться в музыкальном среднем специальном училище и только после этого перед молодым музыкантом открывались перспективы высшего образования (ну, а здесь ключевым элементом, конечно, стали консерватории).
Центральной задачей консерватории и центральных музыкальных школ — учебных заведений для одаренных учащихся — было воспитать музыкантов и вокалистов высокого класса, дать им разностороннее образование, помочь добиться личных и профессиональных успехов, в том числе дать возможность поступить в любой отечественный или зарубежный музыкальный вуз.
- Средние профессиональные учебные заведения за четыре года готовят крепких специалистов, способных трудиться в оркестровой яме, работать в хоре или учить будущих музыкантов в школе (среднеобразовательной или, что более важно (и сложно) музыкальной).
- Высший уровень музыкального образования, наряду с консерваториями, включает институты искусств и музыкальные педвузы либо профильные факультеты в других высших учебных заведениях. Здесь учатся пять лет, хотя есть еще и заочное или вечернее обучение (обычно длится на год дольше).
Кроме бакалавриата, есть ещё трёхлетняя или четырехлетняя аспирантура, а также многочисленные и достаточно разнообразные программы повышения квалификации.
Преимущества и недостатки российской модели
В основном параметры системы музыкального образования заложены советским опытом, а он сочетает как положительные, так и отрицательные моменты.
- С одной стороны, программа музыкального образования в СССР и современной России отличается балансом, строгой иерархичностью, порядком, можно даже сказать, стройностью. С другой — многочисленные и разнообразные учебные заведения были практически никак не связаны между собой, что негативно сказывалось на кадровой политике и отборе лучших студентов.
- Кроме того, при такой модели было (и остается) неизбежным многократное дублирование академического и творческого материала: последовательно школьники, студенты колледжей или училищ и вузов проходили одно и то же, непрерывно повторяя материал без какого-либо содержательного и качественного роста.
К слову: отойдя от тотального государственного контроля, музыкальное образование вновь, как в дореволюционную пору, попало под крышу многочисленных благотворительных организаций и меценатов, нередко берущих «под крылышко» талантливую молодежь.