Учиться можно с большей или меньшей эффективностью. Вот скажите, в школе или университете вы планировали свою рабочую неделю, чтобы нагрузки были более или менее терпимыми, а задания не нависали над головой то ли сизифовым камнем, то ли дамокловым мечом? Или делали всё в последний день, а потом спали на уроках или парах?
Ни для кого не секрет, что за тысячелетия человек придумал десятки интересных и оригинальных способов запомнить нужную информацию. К сожалению, в школе этому не учат — в лучшем случае некоторые школьники и студенты доходят до этой ценной мысли «эмпирикой», опытным путём. Приходится выходить из ситуации собственными силами.
Чаще всего в качестве объекта для подражания ребенок использует релевантный ему родительской опыт. Это же подтверждается недавним исследованием группы японских, немецких и британских ученых, опубликованным ещё в конце прошлого года в Learning and Instruction (это самый авторитетный международный журнал для педагогов и методистов).

Зачем вообще это изучать?
Известно, что залог успешного погружения и самостоятельной работы по любому профилю — в высокой мотивации. Если школьнику интересно, он горы свернет, но докопается до самых глубин! С другой стороны, если нет, то весь учебный процесс превращается в симуляцию: в лучшем случае тема будет зазубрена, но испарится из памяти ещё до конца четверти.
Ещё один немаловажный фактор — время. Если его не хватает или если фоном служит стрессовая ситуация, эффективность любой учебной стратегии в значительной мере снижается.
Сами дети при этом, конечно, стремятся к эффективности — они охотно использовали бы вместо зубрежки любые эффективные методики, позволяющие сократить усилия и улучшить результат! Беда — в недостатке информации и в субъективности: привычные, но трудоёмкие способы кажутся ребенку и его родителям более надежными и логичными, чем мнемоника или другие хитрости, ведь можно в чем-то ошибиться или упустить значимую деталь.
Важное значение на определение стратегий оказывают педагоги. Если учителю важны механика и цифры в табеле — история одна, а если в цене на уроке самостоятельность суждений, независимость и активность, то совсем другая.
Однако сваливать всё на учителей неправильно! Как показало исследование, родители тоже играют огромную роль в определении эффективных стратегий учебы, определяя самооценку ребенка, формируя дисциплину и самодисциплину, что непосредственно влияет на конечные результаты. Даже за счёт простой и незамысловатой «пропаганды» о важности и полезности, востребованности того или иного предмета в реальной жизни можно добиться удивительных результатов — особенно если «пропагандировать» не только и не сколько детей, сколько их родителей.
Вернемся, однако, к исследованию.
- Поговорим прежде всего о том, как его проводили. Выборка делалась в Японии, для участия в эксперименте отобрали 200 семей с детьми в возрасте 13-15 лет; 160 пар родитель-ребенок включали в качестве родителя мать.
- Родителям и детям давали заполнить одинаковый опросник, предложив по пятибалльной шкале оценить то, насколько, по их мнению, эффективны те или иные академические стратегии. Выбор был довольно широкий, например, для математики речь шла о более чем 20 учебных моделях.
- Родители оценивали, насколько стратегия эффективна, дети также отмечали, как часто они к ним обращаются.
- Дополнительно школьникам дали небольшой тест на общие интеллектуальные и когнитивные способности, а родители заполнили анкету о своем финансовом положении и модели поведения в семье. Ещё учитывали успеваемость детей по 5 дисциплинам и время, которое учащиеся тратили на подготовку (в качестве источника данных использовали собственные слова детей).
Разумеется, как это обычно делается, в тест внедрили специальные вопросы, позволяющие вычленить респондентов, склонных давать такие ответы, какие от них ждут.
Результаты
Обработка результатов позволила установить, что дети и родители в одной семье обычно оценивают положительно одни и те же стратегии — и к ним же они склонны обращаться на практике. Обычно это работа с учебником, зубрежка и перечитывание, а также целевая подготовка к экзаменам.
С другой стороны, мало кто склонен сам, без надзора решать математические задачи — это кажется малопривлекательным и не очень полезным.
В целом, чаще всего школьники и их родители обращаются к трудным и энергозатратным практикам, считая их оптимальными с точки зрения результативности.
Ещё интереснее оказались результаты второго опроса, проведенного с частью респондентов спустя некоторое время: на момент проведения второго опроса способы познания, оцененные родителями позитивно в ходе первого, получили существенную прибавку в популярности. И наоборот, если ребенок считал ту или иную стратегию эффективной, он, конечно, меньше оглядывался на мнение родителей, но к практике полного игнора не переходил.
И что тут такого, скажете вы? Детишек заставляли учиться так, как нравится родителям! На деле то, насколько эффективной будет стратегия обучения, определит, насколько успешным будет ребенок и в какой момент к нему этот успех придёт. С другой стороны, критическое отношение родителей к себе позволит избежать многих серьезных ошибок, вроде отрицательных установок вида «я университетов не кончал, и тебе не нужно».
Помощь или вред?
В России до 60% школьников делают домашку с родителями или с их помощью, и новое исследование даёт все основания полагать, что ребенок таким образом усваивает не только алгебру, физику или русский, но и родительские представления о том, что и как ему правильно учить. С учетом этого обучение родителей приобретает едва ли не большее значение, чем обучение детей, поэтому хорошие учителя, хорошие школы должны прикладывать определенные усилия, чтобы обеспечить родителей правильной информацией и зарядом, чтобы те ретранслировали ее детям.