2025-07-15 13:10:27

Как школьники наследуют учебные привычки своих родителей

Как школьники наследуют учебные привычки своих родителей

Учиться можно с большей или меньшей эффективностью. Вот скажите, в школе или университете вы планировали свою рабочую неделю, чтобы нагрузки были более или менее терпимыми, а задания не нависали над головой то ли сизифовым камнем, то ли дамокловым мечом? Или делали всё в последний день, а потом спали на уроках или парах?

Ни для кого не секрет, что за тысячелетия человек придумал десятки интересных и оригинальных способов запомнить нужную информацию. К сожалению, в школе этому не учат — в лучшем случае некоторые школьники и студенты доходят до этой ценной мысли «эмпирикой», опытным путём. Приходится выходить из ситуации собственными силами.

Чаще всего в качестве объекта для подражания ребенок использует релевантный ему родительской опыт. Это же подтверждается недавним исследованием группы японских, немецких и британских ученых, опубликованным ещё в конце прошлого года в Learning and Instruction (это самый авторитетный международный журнал для педагогов и методистов).

Зачем вообще это изучать?

Известно, что залог успешного погружения и самостоятельной работы по любому профилю — в высокой мотивации. Если школьнику интересно, он горы свернет, но докопается до самых глубин! С другой стороны, если нет, то весь учебный процесс превращается в симуляцию: в лучшем случае тема будет зазубрена, но испарится из памяти ещё до конца четверти.

Ещё один немаловажный фактор — время. Если его не хватает или если фоном служит стрессовая ситуация, эффективность любой учебной стратегии в значительной мере снижается.

Сами дети при этом, конечно, стремятся к эффективности — они охотно использовали бы вместо зубрежки любые эффективные методики, позволяющие сократить усилия и улучшить результат! Беда — в недостатке информации и в субъективности: привычные, но трудоёмкие способы кажутся ребенку и его родителям более надежными и логичными, чем мнемоника или другие хитрости, ведь можно в чем-то ошибиться или упустить значимую деталь.

Важное значение на определение стратегий оказывают педагоги. Если учителю важны механика и цифры в табеле — история одна, а если в цене на уроке самостоятельность суждений, независимость и активность, то совсем другая.

Однако сваливать всё на учителей неправильно! Как показало исследование, родители тоже играют огромную роль в определении эффективных стратегий учебы, определяя самооценку ребенка, формируя дисциплину и самодисциплину, что непосредственно влияет на конечные результаты. Даже за счёт простой и незамысловатой «пропаганды» о важности и полезности, востребованности того или иного предмета в реальной жизни можно добиться удивительных результатов — особенно если «пропагандировать» не только и не сколько детей, сколько их родителей.

Вернемся, однако, к исследованию.

  1. Поговорим прежде всего о том, как его проводили. Выборка делалась в Японии, для участия в эксперименте отобрали 200 семей с детьми в возрасте 13-15 лет; 160 пар родитель-ребенок включали в качестве родителя мать.
  2. Родителям и детям давали заполнить одинаковый опросник, предложив по пятибалльной шкале оценить то, насколько, по их мнению, эффективны те или иные академические стратегии. Выбор был довольно широкий, например, для математики речь шла о более чем 20 учебных моделях.
  3. Родители оценивали, насколько стратегия эффективна, дети также отмечали, как часто они к ним обращаются.
  4. Дополнительно школьникам дали небольшой тест на общие интеллектуальные и когнитивные способности, а родители заполнили анкету о своем финансовом положении и модели поведения в семье. Ещё учитывали успеваемость детей по 5 дисциплинам и время, которое учащиеся тратили на подготовку (в качестве источника данных использовали собственные слова детей).

Разумеется, как это обычно делается, в тест внедрили специальные вопросы, позволяющие вычленить респондентов, склонных давать такие ответы, какие от них ждут.

Результаты

Обработка результатов позволила установить, что дети и родители в одной семье обычно оценивают положительно одни и те же стратегии — и к ним же они склонны обращаться на практике. Обычно это работа с учебником, зубрежка и перечитывание, а также целевая подготовка к экзаменам.

С другой стороны, мало кто склонен сам, без надзора решать математические задачи — это кажется малопривлекательным и не очень полезным.

В целом, чаще всего школьники и их родители обращаются к трудным и энергозатратным практикам, считая их оптимальными с точки зрения результативности.

Ещё интереснее оказались результаты второго опроса, проведенного с частью респондентов спустя некоторое время: на момент проведения второго опроса способы познания, оцененные родителями позитивно в ходе первого, получили существенную прибавку в популярности. И наоборот, если ребенок считал ту или иную стратегию эффективной, он, конечно, меньше оглядывался на мнение родителей, но к практике полного игнора не переходил.

И что тут такого, скажете вы? Детишек заставляли учиться так, как нравится родителям! На деле то, насколько эффективной будет стратегия обучения, определит, насколько успешным будет ребенок и в какой момент к нему этот успех придёт. С другой стороны, критическое отношение родителей к себе позволит избежать многих серьезных ошибок, вроде отрицательных установок вида «я университетов не кончал, и тебе не нужно».

Помощь или вред?

В России до 60% школьников делают домашку с родителями или с их помощью, и новое исследование даёт все основания полагать, что ребенок таким образом усваивает не только алгебру, физику или русский, но и родительские представления о том, что и как ему правильно учить. С учетом этого обучение родителей приобретает едва ли не большее значение, чем обучение детей, поэтому хорошие учителя, хорошие школы должны прикладывать определенные усилия, чтобы обеспечить родителей правильной информацией и зарядом, чтобы те ретранслировали ее детям.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности