2025-07-15 17:01:40

Как пережить турбулентность в самолете?

Как пережить турбулентность в самолете?

Каждый, кто хоть раз летал на самолёте, наверняка сталкивался с турбулентностью или слышал о ней — это не самая приятная часть авиаперелётов, вызывающая беспокойство у всех пассажиров. Однако понимание причин турбулентности, мест её возникновения и принципа технологий, которыми пользуются пилоты для обеспечения безопасности в полёте, успокоит даже самых взволнованных пассажиров.

Что такое турбулентность?

Турбулентность — это хаотические и непредсказуемые вихри воздуха, которые возникают из-за различных сил. Турбулентные потоки могут возникать на любой высоте — от пары метров над землей до высоты полёта (то есть 10-11 км).

Наиболее частые причины турбулентности — это горы, струйные течения и штормы. Подобно тому, как морские волны разбиваются о берег, воздух «разбивается» при столкновении с горами: одна часть воздуха проходит гладко над ними, а другая собирается у подножия гор и поднимается вверх. Эти «горные волны» могут распространяться в атмосфере как широкие мягкие колебания, а могут превратиться в бурные потоки, которые мы и называем турбулентностью.

Исследователи недавно обнаружили, что штормы на воде могут вызывать бурные условия даже высоко в небе! Быстрый рост штормовых облаков выталкивает воздух, создавая волновые возмущения в атмосфере, а они, в свою очередь, могут превращаться в турбулентность на расстоянии в сотни и даже тысячи километров. Каждый из этих сценариев может вызвать «чистую воздушную турбулентность» или CAT — наименее предсказуемый и заметный вид возмущений. CAT часто становится причиной умеренных и тяжёлых травм, так как возникает настолько внезапно, что у экипажа не остаётся времени предупредить пассажиров пристегнуться.

По данным Федерального управления гражданской авиации США, с 2009 по 2021 год зарегистрировано 146 серьёзно травмированных пассажиров и членов экипажа из-за турбулентности.

Как предугадывать явление

Хотя прогнозы погоды и отчёты пилотов помогают избегать турбулентных зон, они не идеальны: погодные модели не могут предсказывать турбулентность в масштабах самолёта, а пилоты часто ошибаются в установлении местоположения вихрей на десятки километров.

С 2005 года американские ученые работают над созданием более точных инструментов прогнозирования. Вот как они должны работать: алгоритм, установленный на 1000 авиалайнеров, анализирует данные с бортовых датчиков, чтобы охарактеризовать движение каждого самолёта в конкретный момент. Используя данные о скорости, потоках ветра, давлении воздуха, угле крена и других факторах, алгоритм предполагает местный уровень турбулентности, который каждую минуту передаётся в национальную систему. В сочетании с национальными моделями этот инструмент дополняет статистику реальными условиями, что помогает улучшить прогнозы погоды.

Более 12 тысяч пилотов Delta Airlines используют планшеты с этим инструментом для проверки условий на своих маршрутах. К использованию этой системы присоединяются и международные авиакомпании, включая Qantas, Air France и Lufthansa, а компания «Боинг» начала предлагать этот алгоритм как опцию при покупке новых самолётов.

Сейчас ученые стали лучше понимать атмосферу, вычислительные мощности позволяют им эффективнее описывать турбулентность, однако из-за хаотичности вихрей синоптикам нужно больше данных, чтобы понять, что на самом деле происходит.

Как самолеты готовят к испытаниям

Основная причина, по которой никто не хочет попасть в зону турбулентности — это страх поломки самолёта. Это естественная реакция, особенно если пассажиры видят, как крыло самолёта гнётся под давлением воздуха! Однако крылья самолетов гибкие: если бы они были жёсткими, самолёт, вероятно, не смог бы летать из-за большой массы. Всё в самолёте протестировано десятки раз, чтобы избежать отказов оборудования.

Каждая модель самолета проходит физические испытания в лабораториях, где их подвергают нагрузкам, превышающим те, с чем они сталкиваются в воздухе. Кроме того, современные компьютеры способны моделировать широкий спектр гипотетических сценариев. Мониторинг технического состояния тоже улучшился: бортовые датчики отслеживают компоненты, которые стали хуже работать, и помечают их для осмотра или замены.

Как будут выглядеть самолеты будущего?

Можно ли изменить конструкцию самолета так, чтобы полностью исключить ощущение турбулентности? Эксперты считают, что в ближайшем будущем это маловероятно, однако проектировщики работают над решением этого вопроса каждый день. Одно из направлений их исследований — возможность мгновенной реакции на резкие порывы ветра: происходить это будет счёт изменения воздушного потока вокруг поверхности крыла. Однако это чрезвычайно сложная задача, которую необходимо решить, сохраняя самолёт лёгким, недорогим и энергоэффективным.

Фасси Кафеке, руководитель инноваций в Bombardier, рассматривает технологию электрической тяги как один из способов изменить формат самолетов будущего. Маленькие электродвигатели двигатели необязательно будет размещать под крылом — их можно установить почти в любом месте на корпусе самолёта вместе с несколькими вентиляторами для движения вперёд.

Хотя подобные изменения дизайна в основном касаются эффективности, турбулентность еще влияет на производительность и потребление энергии самолёта. Согласно статистике, американские авиакомпании ежегодно тратят 100 миллионов долларов на изменение маршрута и высоты полётов для уклонения от турбулентности. Чтобы не попасть в зону вихрей, самолеты тратят дополнительные 730 миллионов литров топлива каждый год.

Изменения климата могут ещё больше увеличить затраты авиакомпаний со всего мира. К 2050-2080 годам климатические изменения приведут к увеличению чистой воздушной турбулентности на 115% над Северной Америкой и на 180% над Северной Атлантикой.

При этом эксперты уверены, что самолёты, которые проектируются сегодня, будут летать в 2050-х, 60-х и 70-х годах, так что им придётся выдерживать те сложности, которые их ожидают.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
сооснователь и директор по развитию Smapse Education

Предприниматель, спортсмен и создатель нескольких популярных YouTube-каналов. Егор использует свои платформы, чтобы вдохновлять людей на международное образование и путешествия, помогать людям реализовывать свой потенциал и строить карьеру

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности