2025-07-15 15:07:17

Как отличаются учебники истории в разных странах?

Как отличаются учебники истории в разных странах?

Польша

  • Система образования

Польская республика где-то посерёдке между жёстким догматизмом, который был тут при социализме, и либерализмом. Образование стандартизировано на уровне министерства просвещения, в документе, который отвечает за это, расписаны задачи школы и общие рекомендации по тому, как именно нужно учить детей.

  • Подход к изучению истории

Базовый уровень истории в школьной программе – курс «История и общество», где детям рассказывают о государственной символике. Затем изучается место Польши в мире и более локальные вещи. Получается такая ретроспектива: сначала школьник осознаёт себя частью общего европейского пространства, а затем постепенно спускается дальше, до родного города.

Программу можно изучать на базовом или продвинутом уровне; для каждого есть свой образовательный комплекс, и они различаются во всём – отдельный учебник, контурные карты, рабочие пособия, компакт-диски с мультимедийными материалами.

  • Цели и содержание обучения

Требования Минпроса делятся на две части: цели обучения и содержания. В первых, например, говорится об общих вещах (типа развития правосознания). А в содержании есть куда больше места для полёта фантазии – и всяческих интересностей.

К примеру, в рамках последней темы для курса среднеобразовательных учебных заведений – «Мир после Второй Мировой» — ученики узнают, почему распалась Антигитлеровская коалиция, началась Холодная война, про обстоятельства появления двух Германий и формирования в Европе двух военно-политических блоков. Кроме того, блокам даётся характеристика. Попутно дети выясняют, в какой период и при каких обстоятельствах проводилась деколонизация в Африке и Азии, к каким последствиям всё это привело. Ну и узнают, в чём был смысл Второго ватиканского собора и как его решения сказались на развитии Римской церкви.

  • Особенности учебников

Учебные пособия создаются под конкретные программы и должны получить санкцию на допуск в школы – после экспертного заключения министерства образования. Процесс работы над учебными пособиями гласный, вся информация опубликована на сайте – от черновиков и фамилий авторов до содержания экспертных отзывов на пособия.

Всего на данный момент через экспертизу и аккредитацию прошли десять комплектов учебников.

Обычно польский учебник дополняется мультимедийными материалами, дополнительными пособиями в виде карт и атласов. Есть опыты с дополненной реальностью, хотя отношение к таким практикам пока что насторожённое.

Германия

  • Подход к изучению истории

Немцы полагают, что история нужна для того, чтобы понимать структуру мира, модель развития событий, познакомиться с личностями, определившими прошлое и настоящее. Таким образом, от прошлого зависит будущее и настоящее.

Когда создаётся учебник, его качество зависит от ряда критериев. К примеру, важна социальная и общественная интеграция, а учебник должен быть инструментом, осуществляющим тонкую отладку: никаких стереотипов по поводу возраста, национальности, языка. Дополнительно учебник должен постулировать: люди равны, будь они мужчины, женщины, дети, старики, евреи, арабы и бог весть кто ещё.

  • Особенности учебников

Немцы тоже готовят свои учебники гласно и публично, размещая информацию в соответствующем разделе на сайте Минобразования. Главы имеют чёткую иерархию: первоначально ученик знакомится с текстом, затем разглядывает картинки, а потом «лакирует» всё детальной схемой, позволяющей разложить по полочкам только что освоенный материал. Учебники по истории, кроме того, построены по источниковедческому принципу, изобилуют цитированиями.

Учебные пособия бесплатны.

  • Программа

Программа в общем и целом классическая: эпохи изучают в хронологическом порядке, начиная палеолитом и заканчивая объединением Германии и созданием ЕС в его нынешнем виде. Параллельно ученики узнают о своём родном городе и земле, в которой живут – это тоже история, хотя и с уклоном в краеведческие вопросы.

В двух старших классах ученики перестают изучать факты и начинают обучаться искусству рассуждений и анализа. Наряду с повтором старого материала идёт творческая дискуссия на разные темы.

Болгария

  • Особенности учебников

Учебники могут быть разработаны любыми авторами. К примеру, для шестиклассников по истории есть 6 вариантов учебных пособий, для восьмиклассников — уже 13. До 7 класса включительно учебники бесплатны.

Довольно интересно: начиная с девятого класса, в обучении истории добавляются нотки адаптивности, в частности – применительно к языку, который учит ребёнок в школе. Помимо базового учебника по истории добавляется ещё один – на английском, немецком, французском или русском языке.

В классах с девятого по двенадцатый учебники похожи на пособия по подготовке к ЕГЭ, только богато иллюстрированные и снабжённые заданиями для работы индивидуально и в коллективе. При этом текстовая составляющая вторична — куда важнее обучить ребёнка работе в коллективе, чтобы он начал понимать, какие моменты в дальнейшем будут требовать более пристального внимания.

  • Программа

В старших классах к базовым знаниям о природе вещей и явлений добавляет мультидисциплинарный подход: важно научиться объяснять и понимать проблему с точки зрения различных гуманитарных знаний.

В исторические учебники в обязательном порядке включается курс источниковедения. Это было сделано после общенационального вопроса, который проводился среди учеников, с целью выяснить, какому источнику информации дети доверяют в наибольшей мере.

Под чертой

В СССР история как наука была в фаворе во многом потому, что изучать её было почти незаконно: открытые данные были фальсифицированы чуть менее чем полностью, а выход за флажки превращался в лотерею.

Интересны различия между описанными выше системами и нашим российским подходом: там важно содержание, в России – результат, сумма знаний, предъявленных на единых государственных экзаменах. Ещё одно важное отличие – в интерактивности материалов за границей, мультимедийном контенте, попытках встроить в обучение контекст.

При этом никуда не девается базовая проблема российской школы – отсутствие идеологии. Но не в политическом смысле, конечно, а в том, что именно хочет получить на выгоде система? Европейцы рассчитывают на то, что школьник научится учиться, будет анализировать, мыслить, критиковать. В России же разжёвывают и дают готовый, однозначно окрашенный в официоз материал без допусков и возможностей дуализма мнений.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности