Польша
- Система образования
Польская республика где-то посерёдке между жёстким догматизмом, который был тут при социализме, и либерализмом. Образование стандартизировано на уровне министерства просвещения, в документе, который отвечает за это, расписаны задачи школы и общие рекомендации по тому, как именно нужно учить детей.
- Подход к изучению истории
Базовый уровень истории в школьной программе – курс «История и общество», где детям рассказывают о государственной символике. Затем изучается место Польши в мире и более локальные вещи. Получается такая ретроспектива: сначала школьник осознаёт себя частью общего европейского пространства, а затем постепенно спускается дальше, до родного города.

Программу можно изучать на базовом или продвинутом уровне; для каждого есть свой образовательный комплекс, и они различаются во всём – отдельный учебник, контурные карты, рабочие пособия, компакт-диски с мультимедийными материалами.
- Цели и содержание обучения
Требования Минпроса делятся на две части: цели обучения и содержания. В первых, например, говорится об общих вещах (типа развития правосознания). А в содержании есть куда больше места для полёта фантазии – и всяческих интересностей.
К примеру, в рамках последней темы для курса среднеобразовательных учебных заведений – «Мир после Второй Мировой» — ученики узнают, почему распалась Антигитлеровская коалиция, началась Холодная война, про обстоятельства появления двух Германий и формирования в Европе двух военно-политических блоков. Кроме того, блокам даётся характеристика. Попутно дети выясняют, в какой период и при каких обстоятельствах проводилась деколонизация в Африке и Азии, к каким последствиям всё это привело. Ну и узнают, в чём был смысл Второго ватиканского собора и как его решения сказались на развитии Римской церкви.
- Особенности учебников
Учебные пособия создаются под конкретные программы и должны получить санкцию на допуск в школы – после экспертного заключения министерства образования. Процесс работы над учебными пособиями гласный, вся информация опубликована на сайте – от черновиков и фамилий авторов до содержания экспертных отзывов на пособия.
Всего на данный момент через экспертизу и аккредитацию прошли десять комплектов учебников.
Обычно польский учебник дополняется мультимедийными материалами, дополнительными пособиями в виде карт и атласов. Есть опыты с дополненной реальностью, хотя отношение к таким практикам пока что насторожённое.
Германия
- Подход к изучению истории
Немцы полагают, что история нужна для того, чтобы понимать структуру мира, модель развития событий, познакомиться с личностями, определившими прошлое и настоящее. Таким образом, от прошлого зависит будущее и настоящее.
Когда создаётся учебник, его качество зависит от ряда критериев. К примеру, важна социальная и общественная интеграция, а учебник должен быть инструментом, осуществляющим тонкую отладку: никаких стереотипов по поводу возраста, национальности, языка. Дополнительно учебник должен постулировать: люди равны, будь они мужчины, женщины, дети, старики, евреи, арабы и бог весть кто ещё.
- Особенности учебников
Немцы тоже готовят свои учебники гласно и публично, размещая информацию в соответствующем разделе на сайте Минобразования. Главы имеют чёткую иерархию: первоначально ученик знакомится с текстом, затем разглядывает картинки, а потом «лакирует» всё детальной схемой, позволяющей разложить по полочкам только что освоенный материал. Учебники по истории, кроме того, построены по источниковедческому принципу, изобилуют цитированиями.
Учебные пособия бесплатны.
- Программа
Программа в общем и целом классическая: эпохи изучают в хронологическом порядке, начиная палеолитом и заканчивая объединением Германии и созданием ЕС в его нынешнем виде. Параллельно ученики узнают о своём родном городе и земле, в которой живут – это тоже история, хотя и с уклоном в краеведческие вопросы.
В двух старших классах ученики перестают изучать факты и начинают обучаться искусству рассуждений и анализа. Наряду с повтором старого материала идёт творческая дискуссия на разные темы.
Болгария
- Особенности учебников
Учебники могут быть разработаны любыми авторами. К примеру, для шестиклассников по истории есть 6 вариантов учебных пособий, для восьмиклассников — уже 13. До 7 класса включительно учебники бесплатны.
Довольно интересно: начиная с девятого класса, в обучении истории добавляются нотки адаптивности, в частности – применительно к языку, который учит ребёнок в школе. Помимо базового учебника по истории добавляется ещё один – на английском, немецком, французском или русском языке.
В классах с девятого по двенадцатый учебники похожи на пособия по подготовке к ЕГЭ, только богато иллюстрированные и снабжённые заданиями для работы индивидуально и в коллективе. При этом текстовая составляющая вторична — куда важнее обучить ребёнка работе в коллективе, чтобы он начал понимать, какие моменты в дальнейшем будут требовать более пристального внимания.
- Программа
В старших классах к базовым знаниям о природе вещей и явлений добавляет мультидисциплинарный подход: важно научиться объяснять и понимать проблему с точки зрения различных гуманитарных знаний.
В исторические учебники в обязательном порядке включается курс источниковедения. Это было сделано после общенационального вопроса, который проводился среди учеников, с целью выяснить, какому источнику информации дети доверяют в наибольшей мере.
Под чертой
В СССР история как наука была в фаворе во многом потому, что изучать её было почти незаконно: открытые данные были фальсифицированы чуть менее чем полностью, а выход за флажки превращался в лотерею.
Интересны различия между описанными выше системами и нашим российским подходом: там важно содержание, в России – результат, сумма знаний, предъявленных на единых государственных экзаменах. Ещё одно важное отличие – в интерактивности материалов за границей, мультимедийном контенте, попытках встроить в обучение контекст.
При этом никуда не девается базовая проблема российской школы – отсутствие идеологии. Но не в политическом смысле, конечно, а в том, что именно хочет получить на выгоде система? Европейцы рассчитывают на то, что школьник научится учиться, будет анализировать, мыслить, критиковать. В России же разжёвывают и дают готовый, однозначно окрашенный в официоз материал без допусков и возможностей дуализма мнений.