Преподаватель — издревле почитаемая профессия, их ценили и уважали как истинных мастеров своего дела. Сегодня мы, к сожалению, часто слышим о профессии учителя плохое, знаем, как тяжело и трудно порой им бывает, знаем про их нагрузку и оплату труда. А как обстоят дела в других странах, если покопаться?
Рабочая нагрузка
Рабочая нагрузка преподавателей в различных странах мира варьируется от 4 до 6 часов в день. Например, в США учителя начальной и средней школ проводят 1004 и 966 часов в год, в Японии и Польше — 750 и 609 часов, в Израиле — 1200 часов. Однако эти цифры не показывают реальную картину нагрузки — в США, Великобритании и Японии установленные нормы превышаются. В США нагрузка на учителя составит в среднем 53 часа в неделю, в Великобритании ежедневная переработка на 4,5 часа больше. В Японии рабочий день длится до 11 часов, официальная переработка учителей составляет 45 часов ежемесячно, но в реальности она достигает 95 часов! Педагоги вынуждены трудиться даже в выходной для организации внеурочных мероприятий и поддержания дисциплины. Такие огромные нагрузки ведут к профессиональному выгоранию.
Слишком много учеников
В Японии в среднем в классе 32 школьника, в Финляндии — 19. Из-за недостатка учителей в некоторых странах один педагог может заниматься с двумя или тремя группами детей. Особенно остро проблема стоит в странах третьего мира — здесь в 90% учебных заведений не хватает педагогов. В начальных классах на одного преподавателя приходится 26 учеников, в Европе и Северной Америке — 15. Даже в государствах, где уровень дохода населения низкий, проблема нехватки преподавателей сохраняется! В 2022 году не хватало десятков тысяч педагогов, включая Нидерланды, Францию, Литву и Великобританию. В Австралии 90% директоров школ сообщили о том, что не хватает преподавателей, в США нехватка кадров оценивается примерно в 28 тысяч специалистов.
Как оплачивается труд
В разных странах оплата труда преподавателей, конечно, разнится. На 2023 год средняя заработная плата учителей составила:
- в России — 51 772 рубля,
- в США — $700,
- в Японии – $400,
- в Таджикистане — $100,
- в Венгрии, по данным 2021 г., стартовая зарплата педагога составляла 40 000 рублей,
- в Испании, Нидерландах и Австрии — более 250 000 рублей (тоже за 2021 год),
- в Германии — более 360 000 (2021 г).
Однако важно не только количество денег «на руки», но и качество жизни педагога. В Соединенных Штатах педагоги получают достойную оплату, но сталкиваются с финансовыми проблемами ввиду национального уровня жизни, инфляции и цен.
По информации от ЮНЕСКО, в 2022 г. оплата труда педагогов в Западной Европе и Северной Америке в 2-3 раза превышает оплату в Восточной Европе и Латинской Америке. Наиболее благополучными с точки зрения оплаты труда являются Швейцария и Люксембург.
Заработная плата учителей некоторыми рейтингами оценивается по сравнению с зарплатами других людей со схожим уровнем образования. В государствах с низкими доходами, таких как Либерия, учителя получают почти втрое больше, в Сингапуре педагоги получают больше, а в Сьерра-Леоне — меньше.
Возможности для успешной карьеры
Педагоги по всему миру сталкиваются с низким уровнем зарплаты — такая ситуация заставляет их искать дополнительные источники дохода. Опрос учителей Великобритании показал, что 34% молодых специалистов в возрасте до 29 лет экономят на питании, а 20% работают вне учебных заведений.
В среднем, по государствам, педагоги высшей категории зарабатывают около $38 000 в год, а с высокой профессиональной подготовкой — более $51 000. Но для достижения максимального дохода требуется много лет работы: во Франции максимальная зарплата достигается лишь через 35 лет, в Шотландии, Дании, Новой Зеландии и Австралии — за 10 лет с момента получения диплома. Женщинам-педагогам к тому же сложно продвигаться на руководящие должности — их доля, согласно статистике, не превышает 20%.
Многие педагоги трудятся на основе временных контрактов без социальных гарантий — такой подход позволяет образовательным учреждениям нанимать персонал без навыков. В Нигере, Чаде и Буркина-Фасо 60%-80% педагогов трудятся на временной основе, в Италии к 2021 году каждый шестой педагог занимался преподавательской деятельностью так же.
Для решения проблемы с кадрами можно обратить внимание на выпускников педагогических вузов без опыта работы. Подобная практика набирает популярность в Таджикистане.
Привлекательность профессии преподавателя до сих пор под вопросом
Эксперты отмечают, что невысокая заработная плата делает профессию учителя непривлекательной. Международный опрос преподавателей TALIS 2018 показал, что только 26% учителей согласны, что их труд ценится обществом, большинство считают, что учителя ценятся только в отдельных государствах (чаще других называли Вьетнам, Сингапур, ОАЭ и Финляндию).
Большинство учителей Бельгии, Квебека (Канада), Марокко и Мексики считают, что преимуществ меньше, чем недостатков. Преподаватели из Гамбии считают, что их профессия высоко ценится в обществе, однако 76% учителей из Франции не согласны с тем, что их работа ценится.
Учителя высоко оценивают самостоятельность при выполнении работы. Отдельно отмечаются отношения с учениками и их родителями. Приблизительно 50% учителей довольны своей профессиональной деятельностью и выбрали бы ее еще раз — это указывает на хороший статус профессии, несмотря ни на какие недостатки.
Однако есть глобальная проблема, которая ведет к закрытиям многих школ — недостаточное финансовое обеспечение. Например, в Литве, Польше и Португалии на эту тему даже были учительские забастовки, педагоги в Австралии и Израиле также протестовали.
Еще одна проблема — мало желающих получить педагогическую квалификацию. В США количество абитуриентов, поступающих на педагогические специальности, сократилось на 100 тысяч с 2012 по 2020 год. Только 2% педагогов в Италии младше 30 лет, аналогично это 5% в Польше и 14,6% в России. Исследование TALIS показало, что 25% учителей собираются покинуть работу в течение следующих 5 лет.