Каждый год тысячи заграничных учебных заведений открывают свои двери для абитуриентов из-за границы и предпринимают колоссальные усилия, чтобы заманить их к себе. В ход идут скидки, гранты и даже возможность учиться бесплатно. Подобные грантовые и стипендиальные предложения весьма популярны у студенческой братии, что неудивительно в свете высокой стоимости заграничного обучения — финансовая помощь позволяет отчасти или в полной мере перенести это бремя на чужие плечи.
Произошедшие в последние два года изменения в мире затронули и эту консервативную сферу нашей жизни. О том, как на этой сфере сказались коронавирусное безумие и введение многочисленных ограничений – в нашем сегодняшнем материале.

Рост конкуренции
В 2020 году, в первый год, когда эпидемия новой коронавирусной инфекции приобрела поистине трагические характеры, количество заявлений на стипендии и программы образования за рубежом упало на порядок. Студенты и преподаватели, администрация учебных заведений «зависла» в выжидательном режиме. Пока первые пытались осознать, что творится, вторые занимались разработкой стратегии и планирования действий в меняющихся условиях современного мира.
Тогда львиная доля студентов добровольно или не очень осталась на родине, чтобы пересидеть скачкообразный рост заболеваемости. Но в 2021, несмотря на всё новые версии заболевания и удручающую статистику, число людей, что подавали заявления на учёбу, в том числе на Erasmus Mundus, возросло на 200-300%.
Даже программы с минимальным конкурсом в прежние годы стали очень конкурентными. В разы выросла нагрузка на комиссии по приёму, что сказалось на сроках принятия решений – в среднем они сдвинулись на несколько месяцев.
Все перешло в онлайн
Несмотря на коронавирус, высшие учебные заведения не спешат отказаться от своих стипендий. Несмотря на то, что некоторые государства из-за опасений разнести заразу сейчас не пропускают людей через границу и не набирают студентов очно, на помощь приходит Интернет. Тем более что даже там, где въезд разрешен, его правила динамически меняются, а список ограничений может сегодня быть одним, а завтра разительно отличаться. В США, к примеру, есть список вакцин, с которыми студентов берут, а отечественные в него не входят.
Именно по этой причине различные программы стипендий были вынуждены искать ответы на поставленные задачи в Интернете. Показателен тут китайский пример: обучающиеся очно студенты сохраняли финансовую поддержку, но затем были вынуждены уехать на родину – и посещают лекции в удалённом режиме. До тех пор, пока они не вернутся на учёбу в Китай, они будут лишены финансовой помощи, но её вновь начнут предоставлять, едва лишь человек продолжит обучение в одном из вузов КНР.
Дистанционное обучение позволило заведениям формировать более крупные группы. А некоторые высшие учебные заведения даже приняли решение сохранить возможность дистанционки и после завершения коронавирусной эпопеи.
О поддержке студентов
Сейчас в некоторых юрисдикциях действует светофорная система: власти пристально следят за обстановкой по «короне» в различных странах и применяют к ним цветовые индексы. Цвет зависит от того, насколько тяжёлой является обстановка с заболеваемостью в этой стране. Всего есть три варианта – зеленый, оранжевый и красный.
Такая система применяется в Соединённом Королевстве:
- студенты из зелёных стран могут приезжать без каких-либо ограничений,
- жёлтым требуется сдать тесты,
- «красненьким» положена длительная изоляция в карантинной гостинице, причём за собственный счёт: в Великобритании это обойдётся в почти две тысячи фунтов, что эквивалентно 185 000 рублей.
Некоторые университеты Англии и Шотландии выделяют для абитуриентов-студентов деньги, чтобы покрыть эти расходы, но, понятно, не все. Другие вузы оказывают поддержку лишь действующим студентам, оказавшимся неспособными оплачивать обучение. Фондами оплачивается приобретение технических устройств, необходимых для дальнейшей учёбы, индивидуальных средств защиты, масок и перчаток, в некоторых случаях – респираторов.
Приоритет публикаций о влиянии COVID-19
Исследования, связанные с медицинскими и фармацевтическими исследованиями, изучением влияния новой коронавирусной инфекции на общество, сферу экономических, образовательных, туристических отношений; путешествия и культуру — в тренде. Эти публикации стали выходить заметно оперативнее, чем прежде. Если раньше между подачей статьи, её рецензированием и публикацией проходило от 1,5 до 3 лет, теперь это стало возможным за считанные месяцы при условии наличия непосредственной связи с ковидной тематикой и её влиянием на ту или иную сферу.