2025-07-15 19:04:14

Как будет развиваться образование в метавселенных?

Как будет развиваться образование в метавселенных?

Пока российские педагоги, родители и ученики сходятся в том, что ZOOM и дистант – гадость, за океаном открылась первая онлайн-школа, основанная на технологических решениях VR. Попробуем разобраться, сможет ли такое виртуальное обучение заменить обычную школу и как это может выглядеть.

Что такое метавселенная?

Начнём с терминов. Впервые это определение появилось в книжке фантаста из США Найла Стивенсона «Лавина»: она вышла в 1992 году и описывает трёхмерный мир, в котором можно создавать дома, даже целые города, а люди там представлены аватарами. Лет через десять появился цикл Лукьяненко про «глубину», а спустя тридцать лет отчасти измышления Стивенсона превратились в реальность.

Сегодня корпорации создают для удалённых пользователей, работающих из дома, виртуальные офисы. А в мир развлечений метавселенная вошла уже давно – тут и Second Life, соцсеть с элементами виртуальности и двумя миллионами резидентов, или VRChat.  Однако наиболее развитым метапродуктом является Decentraland. Тут люди могут создать или продать что-то, купить в обмен на крипту. В 2021 году тут провели фестиваль музыки, а барбадосское правительство на всякий случай купило участок земли – для строительства посольства в виртуальном мире.

Спустя год эти технологии дошли до сферы образования. Во Флориде в августе будет запущена школа в метамире под названием Optima Classical Academy — первая в мире школа, «построенная» в метавселенной. Лендинг гласит, что заведение смогут посещать 1300 учеников 3-8 классов. Авторы концепции полагают, что это позволит детям со слабой социализацией найти в учёбе что-то интересное. Всем участвующим в проекте школярам предоставят необходимую аппаратуру, а также поддержку на весь период обучения.

Как устроено образование в метавселенной

Благодаря очкам виртуальной реальности обучение будет захватывающим и необременительным. На занятиях по науке можно будет отправиться на Марс или совершить высадку на Луну, а во время исторических уроков воочию увидеть величие древнего Рима, трагедию Помпеи или первобытного человека.

Проводиться это всё будет четыре раза в неделю с 8 до 12 часов, уроки будут продолжаться от 30 до 45 минут. Правда, то, что нельзя освоить в виртуальности, всё равно придётся учить – с использованием как Интернета, так и традиционной учебной литературы. Контроль будет осуществляться офлайн.

Наряду с обязательным курсом будут и привычные американской школе факультативы – от шахмат и дебатного клуба до научных сообществ. Всё это также предоставляется бесплатно.

Младшеклассников в школу брать не будут из-за недостаточного уровня их самоконтроля и мотивации, а вот старшеклассников начнут набирать с 2024 года.

Беда или Победа?

Создатели проекта убеждены, что внедрение метавселенной в образование будет способствовать решению целого ряда вызовов современной системы обучения – да и общества в целом.

  • Это может стать решением для школьников, которые сталкиваются с глобальными проблемами и вызовами – пандемии, наводнений, ураганов, других стихийных бедствий;
  • Погружение в мету может способствовать подаче учебного процесса под нестандартным углом. Школьник будет находиться в виртуальном классе вместе с одноклассниками и педагогом, вернее – их аватарами, и взаимодействовать напрямую, а не через монитор;
  • Ещё один аргумент – повышение доступности для учащихся с проблемами здоровья, не позволяющими им физически присутствовать в классе. Вдобавок это решает проблему переполненных классов. 1300 учащихся – это заметно больше среднестатистической школы в США или обычного учебного заведения в Москве (где речь идёт о 500-700 учениках).

Правда, родители в массе своей не убеждены, настроены к новинке критически и упоминают «Матрицу» и ментальную катастрофу. Дескать, дети пойдут по пути киборгизации и роботизации, разучатся общаться с реальными людьми.

Вообще, применение элементов возможно уже сейчас — как дополненная реальность и незначительный, хотя и забавный элемент для школьной программы, дополняющий основной. А вот американский школьный проект представляется не вполне реалистичным и весьма опасным для психологического здоровья, зрения и нервной системы.

Суть в том, что новейшие метавселенные, основанные на виртуальности с принципом тотального погружения, нуждаются в полноценных шлемах, а не просто очках. Тем более что последние попросту не годятся для использования детьми младше 13 лет. И львиная доля учеников приходится как раз на тех, кто пользоваться устройством по медицинским показателям не должен.

Американцы проводили исследования, чтобы изучить влияние виртуальности на человеческий организм в разном возрасте. Они показали, что тинейджеры в значительно большей степени, чем взрослые, подвержены киберболезни, которая вызвана проблемами с фокусировкой зрения при использовании устройств виртуальной реальности. Даже человек зрелый пока не может прибегать к помощи очков VR без того, чтобы через полчаса не начать страдать от головокружения; с детьми же это происходит значительно раньше, уже через 10 минут. Появление же полностью безопасных устройств, чьё влияние на зрительную систему будет минимальным, предполагается не раньше, чем лет через 10-15.

Поэтому цифровое образование – это хорошо, но не следует воспринимать её как универсальное решение всех проблем. Цифровые технологии – инструмент для обработки и передачи информации, а не система обучения.

А как быть?

Прежде всего следует переоценить цифру как технологию и решение. Она должна способствовать поддержанию активности и интерактивности школьных занятий. Затем самостоятельные работы должны стать более интересными за счёт все той же интерактивности. А ещё искусственный интеллект должен учитывать индивидуальные особенности и способности учеников, делая акцент на оптимальном развитии каждого школьника.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности