Пока российские педагоги, родители и ученики сходятся в том, что ZOOM и дистант – гадость, за океаном открылась первая онлайн-школа, основанная на технологических решениях VR. Попробуем разобраться, сможет ли такое виртуальное обучение заменить обычную школу и как это может выглядеть.

Что такое метавселенная?
Начнём с терминов. Впервые это определение появилось в книжке фантаста из США Найла Стивенсона «Лавина»: она вышла в 1992 году и описывает трёхмерный мир, в котором можно создавать дома, даже целые города, а люди там представлены аватарами. Лет через десять появился цикл Лукьяненко про «глубину», а спустя тридцать лет отчасти измышления Стивенсона превратились в реальность.
Сегодня корпорации создают для удалённых пользователей, работающих из дома, виртуальные офисы. А в мир развлечений метавселенная вошла уже давно – тут и Second Life, соцсеть с элементами виртуальности и двумя миллионами резидентов, или VRChat. Однако наиболее развитым метапродуктом является Decentraland. Тут люди могут создать или продать что-то, купить в обмен на крипту. В 2021 году тут провели фестиваль музыки, а барбадосское правительство на всякий случай купило участок земли – для строительства посольства в виртуальном мире.
Спустя год эти технологии дошли до сферы образования. Во Флориде в августе будет запущена школа в метамире под названием Optima Classical Academy — первая в мире школа, «построенная» в метавселенной. Лендинг гласит, что заведение смогут посещать 1300 учеников 3-8 классов. Авторы концепции полагают, что это позволит детям со слабой социализацией найти в учёбе что-то интересное. Всем участвующим в проекте школярам предоставят необходимую аппаратуру, а также поддержку на весь период обучения.
Как устроено образование в метавселенной
Благодаря очкам виртуальной реальности обучение будет захватывающим и необременительным. На занятиях по науке можно будет отправиться на Марс или совершить высадку на Луну, а во время исторических уроков воочию увидеть величие древнего Рима, трагедию Помпеи или первобытного человека.
Проводиться это всё будет четыре раза в неделю с 8 до 12 часов, уроки будут продолжаться от 30 до 45 минут. Правда, то, что нельзя освоить в виртуальности, всё равно придётся учить – с использованием как Интернета, так и традиционной учебной литературы. Контроль будет осуществляться офлайн.
Наряду с обязательным курсом будут и привычные американской школе факультативы – от шахмат и дебатного клуба до научных сообществ. Всё это также предоставляется бесплатно.
Младшеклассников в школу брать не будут из-за недостаточного уровня их самоконтроля и мотивации, а вот старшеклассников начнут набирать с 2024 года.
Беда или Победа?
Создатели проекта убеждены, что внедрение метавселенной в образование будет способствовать решению целого ряда вызовов современной системы обучения – да и общества в целом.
- Это может стать решением для школьников, которые сталкиваются с глобальными проблемами и вызовами – пандемии, наводнений, ураганов, других стихийных бедствий;
- Погружение в мету может способствовать подаче учебного процесса под нестандартным углом. Школьник будет находиться в виртуальном классе вместе с одноклассниками и педагогом, вернее – их аватарами, и взаимодействовать напрямую, а не через монитор;
- Ещё один аргумент – повышение доступности для учащихся с проблемами здоровья, не позволяющими им физически присутствовать в классе. Вдобавок это решает проблему переполненных классов. 1300 учащихся – это заметно больше среднестатистической школы в США или обычного учебного заведения в Москве (где речь идёт о 500-700 учениках).
Правда, родители в массе своей не убеждены, настроены к новинке критически и упоминают «Матрицу» и ментальную катастрофу. Дескать, дети пойдут по пути киборгизации и роботизации, разучатся общаться с реальными людьми.
Вообще, применение элементов возможно уже сейчас — как дополненная реальность и незначительный, хотя и забавный элемент для школьной программы, дополняющий основной. А вот американский школьный проект представляется не вполне реалистичным и весьма опасным для психологического здоровья, зрения и нервной системы.
Суть в том, что новейшие метавселенные, основанные на виртуальности с принципом тотального погружения, нуждаются в полноценных шлемах, а не просто очках. Тем более что последние попросту не годятся для использования детьми младше 13 лет. И львиная доля учеников приходится как раз на тех, кто пользоваться устройством по медицинским показателям не должен.
Американцы проводили исследования, чтобы изучить влияние виртуальности на человеческий организм в разном возрасте. Они показали, что тинейджеры в значительно большей степени, чем взрослые, подвержены киберболезни, которая вызвана проблемами с фокусировкой зрения при использовании устройств виртуальной реальности. Даже человек зрелый пока не может прибегать к помощи очков VR без того, чтобы через полчаса не начать страдать от головокружения; с детьми же это происходит значительно раньше, уже через 10 минут. Появление же полностью безопасных устройств, чьё влияние на зрительную систему будет минимальным, предполагается не раньше, чем лет через 10-15.
Поэтому цифровое образование – это хорошо, но не следует воспринимать её как универсальное решение всех проблем. Цифровые технологии – инструмент для обработки и передачи информации, а не система обучения.
А как быть?
Прежде всего следует переоценить цифру как технологию и решение. Она должна способствовать поддержанию активности и интерактивности школьных занятий. Затем самостоятельные работы должны стать более интересными за счёт все той же интерактивности. А ещё искусственный интеллект должен учитывать индивидуальные особенности и способности учеников, делая акцент на оптимальном развитии каждого школьника.