В первых числах марта туристическая отрасль встала перед лицом высокой волатильности вследствие санкций. В начале раз за разом европейские страны принимали решение о закрытии для российских самолётов воздушного пространства, затем лишили самолётов как таковых, заблокировали карты, а следом с рынка ушли два крупнейших портала, где агрегировали предложения по аренде жилья — Airbnb и Booking.com.
В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, как это событие скажется на рынке предложений по бронированию жилья.

Большая часть представителей туристического бизнеса убеждены, что никак. Как минимум, хуже он от этого точно не станет, так как серьёзная зависимость от единственного агрегатора была характерна в основном для маленьких учреждений типа хостела или мини-отеля, семейной гостиницы. Крупные гостиницы, наоборот, работали с различными каналами коммуникации и имели собственные сайты бронирования.
Кроме того, есть версия, что большей части гостиниц это будет даже выгодно, потому что последние годы тот же Booking.com устанавливал попросту грабительскую наценку в размере 18% — и это вдобавок к налогу на добавленную стоимость. Таким образом, уход монополии спровоцирует российские гостиницы и сервисы по продвижению жилья сформировать для отелей более благоприятные условия и сформировать условия здоровой конкуренции на рынке.
Гендиректор одного из российских операторов Илья Уманский полагает, что уход букинговых сервисов — не повод для печали. Ведь это, по сути, монопольная организация, это положение препятствовало развитию конкурентных условий на рынке, а многим отечественным организациям доставались мелкие огрызки. Аналогичные Booking.com позиции могли бы занимать «Броневичок», сервисы «Яндекса», «ТуТу.ру», «Посуточно.ру» и десятки других.
Вдобавок вице-премьер федерального правительства Чернышенко уже дал Федеральному агентству по туризму поручение: создать в наших условиях полноценный аналог для этого сервиса, для чего будут выделены средства из федерального бюджета. А ещё раньше, 5 марта, Российские железные дороги заявили, что они намерены запустить собственный сервис для бронирования мест в гостиницах и организации экскурсий. По их словам, за несколько недель к ним подключились свыше 50 тысяч отелей и других площадок со средствами размещения путешественников. Статистика по экскурсиям и степень интеграции не комментируются.
Цены на авиаперелёты были не вполне адекватны
Введение запретов на полёты бортов русских авиакомпаний за рубеж, а также заблокированное для них же воздушное пространство Европы также может быть как негативным фактором, так и точкой роста для внутрироссийского туризма. Впервые с конца 90-х сетка российских маршрутов начнёт не сокращаться, а расти, большим станет число рейсов, а связность разных российских городов улучшится, что также будет способствовать росту конкуренции.
По части авиационных компаний запрет перелётов за рубеж вызовет переориентацию на российских потребителей и вызовет расцвет внутрироссийского туризма, а рост конкуренции вызовет снижение цены на авиационные билеты для пассажиров.
Прежде по некоторым внутрироссийским направлениям стоимость перелётов была далека от адекватности. Когда стоимость полёта на черноморское побережье Кавказа или в Крым на выходные превышала 400-500 долларов, это едва ли могло сподвигнуть кого-то на проведение уикенда у моря.
Ожидаемый рост цен
Несмотря на вроде бы неизбежное понижение цены авиаперелётов, туристические операторы все как один убеждены: избежать повышения цен на рынке койкомест и летних путёвок внутри страны не получится.
Во-первых, скажется галопирующая инфляция, которая вызовет удорожание сырья, продовольственных товаров и вообще всего, а следом – и росту цен на размещение. Вдобавок в любой летний сезон базово заложен некоторый рост цен. Обычно речь идёт о том, что туроператоры в конце осени закладывают в будущий сезон десятипроцентный рост. Но сейчас, очевидно, он превысит целевые показатели в несколько раз и составит от 25 до 30%.
Это что касается рынка внутри страны. Внешние направления подорожают значительно сильнее — до половины, а то и больше, что изменит картину потребления: отечественные маршруты станут более конкурентоспособными и приобретут большую привлекательность.
Лучшее предложение
Чтобы найти выгодное предложение без переплаты, эксперты советуют планировать отдых в летний сезон заблаговременно, так как образование цен всегда непосредственно связано со спросом. Как только продажи станут расти, за ними последуют и цены.
При этом рост спроса в различных сегментах будет неравномерным. К примеру, люксовые категории будут находить своего потребителя быстрее, так как на черноморском побережье Кавказа и в Крыму их не так много, как хотелось бы. Ну и цены будут соответствовать.
Именно поэтому бронировать нужно сейчас, когда цены на приличном уровне и невысокий покамест спрос позволяет выбирать. А ещё с 15 марта Федеральное агентство по туризму открыло очередной этап программы кешбэка для путешественников; она позволит отечественным туристам возвращать до 1/5 стоимости путёвки при условии, что эта поездка была оплачена банковской картой системы «Мир» (а других теперь, собственно, и нет).