Недовольство учителей Великобритании с 2023 года продолжает расти, и, по информации от министерства образования, уволившихся специалистов становится всё больше: 43 522 педагога за прошлый год. Приток новых кадров за то же время составил 44 002 специалиста, так что цифры стали практически равными. Рекорд в 2023 году установили и среди не отвеченных педагогических вакансий: 2300 объявлений (для сравнения: 10 лет назад их число было всего лишь 530).
О том, как руководство страны пытается решить эту проблему, и почему молодые учителя обходят работу по специальности стороной, поговорим далее.
Как решается проблема кадрового дефицита?
Правительство Великобритании испробовало разные методы повышения мотивации у учителей, включая классическое повышение оплаты труда на 6,5%. Но и прибавка к зарплате не сократила кадровый голод.
Ещё один вариант решения проблемы — внедрение гибкого рабочего графика для молодых учителей. Поколение зумеров более щепетильно относится к собственной жизни, работа в которой занимает лишь часть времени, а не становится единственным смыслом. Поэтому школам в нынешнем формате нечего предложить молодым специалистам, которые легко могут перейти в соседнюю профессиональную сферу и выстраивать свой график самостоятельно, а не быть привязанными к строгому расписанию.
Teach First предложил дать учителям-новичкам возможность краткосрочного ухода из школы для смены работы или повышения квалификации; при этом временное «увольнение» должно оформляться как отпускной период, а квалификационные курсы были бы бесплатными. Предположительно такая программа обойдётся государству в £7,5 миллиона, но внушительное финансовое вложение окупится повышением качества работы молодых и опытных учителей.
- Подобный кейс уже существует в реальности, а не только в теории: педагог по физике из британского Максфилда получила шанс пройти курс допобразования в ЦЕРН в Швейцарии.
- «Учителей нужно беречь на уровне с элитными спортивными игроками», — считает Эндрю О’Нил, директор государственной средней лондонской школы. Педагогам нужно время на восстановление ресурсов и качественный отдых, и для этого в Католическом колледже Всех Святых дают дополнительные свободные часы: раз в неделю учителя приходят в школу позже на два урока. Появившееся свободное время они тратят на тренировки, общение с семьёй, прогулки, встречи с друзьями — или просто на более долгий сон.
- Dixons Academies Trust — компания на некоммерческой основе — руководит 16 школами и одним колледжем и тестирует программу свободного дня для учителей. Раз в две недели педагоги могут взять дополнительный выходной с сохранением стандартной заработной платы за пятидневку. Руководство компании отметило, что часть учителей даже в этот день выбирают работу вместо отдыха, тем самым разгружая свои выходные и вечера будних дней.
Удалёнка для учителей в Великобритании становится чуть ближе к реальности, однако касается такой формат только планирования уроков и проверки домашних заданий. Сейчас этот проект ещё находится в разработке у лейбористской партии, но надежды на более комфортный график у учителей британских школ есть уже сегодня.
В чём же причина нежелания молодых специалистов работать в британских школах?
Одна из основных причин уже озвучена: поколение зумеров уже не так зациклено на работе по профессии и выбирает наиболее комфортную для своей жизни работу, не стремиться посвятить карьере всё своё время. Образовательному сектору приходится признавать, что с такими требованиями от соискателей им сложно конкурировать с другими профессиональными сферами. Удалённая работа, гибкий график, оплата, соответствующая нагрузке и сверхурочным задачам, возможности роста и смены профессиональных обязанностей — всё это слабо развито, а в некоторых случаях даже невозможно, в текущем формате британских школ.
Teach First провёл исследование среди трёх тысяч парней и девушек в возрасте 16-24 лет, и результаты опроса показали:
- 73% участников считают работу учителя значимой,
- 42% ассоциируют её со стрессом,
- 36% воспринимают её как низкооплачиваемый труд.
Если молодые кадры всё же выбирают работу по специальности, то, согласно The Guardian, чаще всего для первого опыта преподавательской деятельности уезжает за рубеж.
В России тоже существует кадровый голод в образовательной сфере. Проблему решают преимущественно финансовыми поощрениями — например, в августе в Госдуму внесли законопроект об изменениях в законе «Об образовании в Российской Федерации», где предложили ввести единовременные выплаты педагогам из сельских местностей и компенсировать им траты на жильё и коммуналку. Ещё одна законодательная мера — проект о налоговых вычетах для учителей-новичков, молодых работников медицины, культуры, искусства и научно-педагогической сферы. Будем надеяться, что все это сработает во благо.