2025-07-15 10:02:36

Искусственный интеллект в образовании: конец всему или начало новой эры?

Что ж, кажется, настал тот самый момент, когда преподаватели по всему миру хватаются за головы: «Студенты больше не пишут курсовые! Они просто копируют ответы из нейросетей! Все, образование погибло!» — примерно такие панические настроения гуляют по университетским аудиториям.

И ведь не просто так. ChatGPT и его аналоги действительно умеют выдавать связные, «гладкие» тексты. Они не устают, не забывают ставить запятые, не путают времена, а главное — готовы помочь студенту за пару секунд и фактически за бесплатно. И как теперь проверять знания? Если раньше у преподавателя была иллюзия, что ученик хотя бы пытался разобраться в теме, то теперь — полная неизвестность.

Но если вдуматься, ситуация не такая уж новая. Было время, когда учителя запрещали пользоваться калькуляторами — и что? Теперь они входят в школьную программу! Так, может, дело не в том, что ИИ «убивает образование», а в том, что нам просто страшно — вдруг мы не сумеем адаптироваться?

Когда студенты не пишут сами: стоит ли паниковать?

Все началось с одного профессора философии по имени Даррен Хик, который заметил, что в одной из студенческих работ что-то не так. Нет, текст был логичным, связным — но при этом… каким-то странным. Вроде и аргументы есть, но они никуда не ведут. Вроде все логично, но как-то без души. В общем, оказалось, что студент просто скормил тему ChatGPT и сдал получившийся текст.

Профессор, мягко говоря, был удивлен. Он написал об этом пост в соцсетях, и вот тут началось… Преподаватели со всего мира начали делиться похожими историями: курсовые работы, которые выглядят «слишком хорошо», эссе, написанные будто бы без ошибок, но с каким-то загадочным «вакуумом» внутри. И главное — ничего из этого невозможно доказать.

«А что теперь делать?» — спросили они друг друга. Запретить? Заблокировать? Или использовать? Первая реакция большинства университетов — банальная: запретить. Ну, конечно! Что еще остается? Крупные учебные заведения пытались блокировать доступ к ChatGPT, разрабатывать сложные системы антиплагиата, придумывать новые правила. Но студенты оказались хитрее: они просто писали запросы на своих телефонах. Запретить не получилось.

Тогда появилась вторая идея — разрешить, но с ограничениями. Например, преподаватель бизнес-школы Уортона Итан Моллик решил пойти от обратного: он официально разрешил студентам использовать ChatGPT, но только для работы над структурой и стилем текста. В итоге уровень студенческих работ вырос. Да, вырос! Потому что теперь студенты перестали бояться писать — ведь им всегда мог помочь «умный ассистент».

А потом случилось нечто совсем неожиданное: ИИ стал не врагом, а союзником.

Как ИИ может помочь учебе, а не убить ее?

Если перестать воспринимать искусственный интеллект как врага, он может оказаться довольно полезным.

  1. Он помогает персонализировать обучение. Не всем удобно учиться по одному учебнику, в одном темпе: кто-то схватывает все на лету, кому-то нужно больше времени. И тут ИИ может адаптировать задания под конкретного человека, подсказывать, на чем стоит сосредоточиться, где пробелы в знаниях.
  2. Он учит задавать правильные вопросы. Когда студент просто копирует ответ, он ничего не понимает, но если он использует ИИ как инструмент для поиска идей, уточнения деталей, это уже другой уровень.
  3. ИИ может стать репетитором. Представьте: вы изучаете историю, а перед вами — виртуальный Сократ: вы спрашиваете, почему он так настаивал на диалогах, а он отвечает. Или пытаетесь понять, что двигало Гамлетом, а сам Гамлет (точнее его цифровая версия) объясняет вам свой ход мыслей.

И это уже не фантастика. Это реальность!

Запреты не работают. А что работает?

Вот главная мысль: запретить ИИ в образовании невозможно. Физически невозможно. Даже если сегодня в какой-то школе или университете его заблокируют, завтра появится новая нейросеть, обойти запрет станет проще, и все начнется сначала. Так что остается один вариант — адаптироваться. Нужно менять систему оценки знаний: меньше проверять умение просто писать тексты, больше — способность анализировать, формулировать мысли, задавать вопросы. Нужно учить студентов использовать ИИ осознанно, а не слепо копировать его ответы, нужно научиться жить с новыми технологиями, а не воевать с ними.

Потому что искусственный интеллект — это не угроза, а инструмент. И, возможно, если мы научимся правильно с ним работать, образование не только не скатится, а станет лучше, чем когда-либо.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности