Французы шутят, что в Гранд-опера приходят даже те, кто терпеть не может оперу, и это неслучайно. Ведь Опера Гарнье, как с 1989 г. принято называть театр, это не только мировая музыкальная сцена, но и удивительный красоты дворец с роскошными интерьерами, интересной историей и особой аурой. Здесь рукоплескали Шаляпину и Вишневской, выступали со своими программами Нуреев и Нижинский, великий Пикассо создавал декорации, а несравненная Шанель рисовала эскизы костюмов к спектаклям. Гранд-опера давно является знаковым местом Парижа и одной из визитных карточек Франции.

История возникновения оперного театра во Франции
История Театра Гарнье неразрывно связана со временем возникновения во Франции оперы как уникального культурного явления. Парижские афиши 1659 г. анонсировали первую французскую комедию, положенную на музыку и принадлежащую перу французов Камбера и Перена. Людовик XIV, большой поклонник изящных искусств, своим королевским велением узаконил появление нового жанра, и сразу встала задача строительства специальных зданий с хорошей акустикой взамен ярмарочных балаганов и домашних театров. Яркая фигура тех лет, префект Парижа барон Осман, сразу уловил новые веяния и объявил конкурс на возведение театра. Среди полутора сотен проектов были выбраны эскизы Шарля Гарнье, представившего на соискание невероятно роскошный и богатый макет, который одобрила супруга короля. В 1669 г. открыла свои двери для поклонников нового жанра Академия музыки под патронатом короны, и этот год можно считать годом рождения Гранд-опера во Франции. Французскому народу удалось до наших дней сохранить невероятное по красоте и изяществу творение талантливого архитектора, которое сейчас носит его имя.
Архитектура Гранд-опера
Гарнье хотел, чтобы Гранд-опера удивляла и производила сильное впечатление на зрителей еще до начала выступления, и это ему полностью удалось. Галерея в основании здания и поддерживаемая ею колоннада обильно декорированы лепниной, античные маски сменяются растительным орнаментом, в бронзовых бюстах на фасаде запечатлены величайшие композиторы. Музы, олицетворяющие поэзию, танец, драму и музыку, венчают основной массив строения, а вверх взмывает бронзовый купол с зеленой патиной, вознося к небу статую покровителя искусств Аполлона. Любопытно, что эта скульптурная композиция, помимо эстетической функции, служит еще и громоотводом. На западном фронтоне Гранд-опера, где был оборудован парадный вход для императора с пандусом для въезда карет, можно увидеть изображение самого маэстро Гарнье, создавшего этот архитектурный шедевр. Камень для возведения здания Гранд-опера маэстро вывозил не только из разных уголков Европейского континента, но даже из Африки: это сказалось на многообразии оттенков разных частей фасада и придало театру дополнительное изящество и красоту.
Основные зоны Театра Гарнье:
- Вестибюль. Здесь гостей встречают скульптурные изображения композиторов Рамо, Люлли, Глюка и Генделя, уникальное обрамление каждого окна принадлежит руке самого Шарля Гарнье
- Ротонда абонентов. Украшенные арабесками потолки и статуи предназначались взорам аристократов и высшего чиновничества
- Ротонда Солнца и фойе Луны. Задумывались как курительные комнаты
- Парадная лестница
- Театральный зал. В украшении плафона центральной люстры зала участвовал Марк Шагал
- Ротонда императора. Предполагалось, что это будет особый вход в театр для императора Наполеона III, опасавшегося покушений
- Библиотека и музей. Здесь представлены книги и экспонаты, повествующие о прошлом и настоящем Гранд-опера
- Фойе для танцовщиц
- Антракт-фойе с зеркальным салоном.
Интересные факты
- В 1907 г. на нижнем ярусе под Гранд-опера замуровали герметичные урны с грампластинками в качестве послания будущим поколениям. С 1988 г. найденные при реставрации закладки были перемещены в Государственную библиотеку Франции, в которой хранились до 2007 г., затем записи были извлечены и выпущены в формате CD
- В подвале под театром расположен бассейн с карпами
- Одна из лож отдана в вечное владение «призраку оперы» из одноименной книги Гастона Леру.
Объект относится к театрам.