В Госдуме наконец-то заметили, что школьная нагрузка давно вышла за рамки разумного. На недавнем заседании председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил Комитету по просвещению взяться за эту проблему основательно: обсудить ее с учителями, родителями и представителями профильного министерства.
Нагрузка: сколько это в цифрах?
Член Комитета по контролю Никита Румянцев озвучил тревожные цифры: учебная нагрузка старшеклассников превышает санитарные нормы на 30%. Тридцать процентов! Представьте, каково детям, которые, по словам Володина, приходят домой изможденными. И это не просто слова: на физическое и психическое состояние такая нагрузка оказывает колоссальное давление. Половина школьников за время учебы умудряется «заработать» проблемы с глазами, опорно-двигательной системой или ЖКТ. Очки, ортопедический матрас и таблетки от гастрита — плохой бонус за хорошую успеваемость, согласны?
Ирина Белых, председатель Комитета по просвещению, указала на еще один аспект: домашние задания. Они, согласно рекомендациям, не должны превышать 30% от классной работы, но в реальности, похоже, эти цифры мало кто соблюдает — дети сначала ломают голову на уроках, а потом сидят над учебниками до глубокой ночи, еще и с родителями, у которых свободного времени тоже не то чтобы вагон.
История или обществознание?
Казалось бы, что еще можно добавить в расписание, где каждая минута расписана? Но Минпросвещения в феврале 2024 года предложило увеличить количество часов на изучение истории с 340 до 476. Как? Очень просто: урезать обществознание! Приказ должен вступить в силу с 1 сентября 2025 года, если его примут.
Контрольные и проверочные работы
Сейчас в некоторых школах до 35% времени уходит только на контрольные работы, каждое третье занятие — проверка знаний. Глава Рособрнадзора Анзор Музаев в апреле говорил об этом, а в июне заявил, что с нового учебного года на контрольные должно уходить не больше 10% времени. Это звучит обнадеживающе, но как это будет реализовано на практике? Пока остается лишь гадать.
К слову, президент Владимир Путин еще в феврале поручил сократить количество проверочных работ с целью сбалансировать учебную нагрузку, чтобы у школьников была возможность не только зазубривать, но и развиваться гармонично. Доклад по этому вопросу должны подготовить к декабрю 2024 года, но, опять же, посмотрим, что из этого выйдет на деле.
ОГЭ под вопросом
Еще один важный пункт — целесообразность сдачи ОГЭ после 9 класса. Вячеслав Володин предложил обсудить, нужен ли этот экзамен вообще, и это, возможно, ключевой момент: вместо того чтобы годами перегружать детей, чтобы они успешно сдали тесты, может, стоит пересмотреть саму систему? Может быть, цель образования — не подготовка к экзаменам, а все-таки что-то большее?
И что дальше?
Сложно не заметить, что тема школьной перегрузки — это как снежный ком: все обсуждают, все понимают, что ситуация аховая, но пока что ничего кардинального не меняется. Да, звучат правильные слова о том, что нужно беречь детей, снижать нагрузку, пересматривать подходы, но пока дети продолжают учиться в изматывающем режиме, их здоровье и интерес к знаниям расходуются быстрее, чем школьные тетради.
Так что же дальше? Останется ли все на уровне разговоров, или мы действительно увидим изменения? Хочется верить, что хотя бы часть инициатив воплотится в жизнь.