Путешествие по Америке на машине позволит увидеть, как как живут американцы в Голливуде, кто и сколько зарабатывает на создании кино и принесут ли инвестиции в современный кинематограф большие деньги.
На расстоянии киноиндустрия может выглядеть довольно гламурно: знаменитости и продюсеры спускаются по красным ковровым дорожкам, получают Оскары и отдыхают в Сент-Барте. Кажется, что Голливуд, столица мира кино, открывает все возможности для заработка: согласно отчету о кинорынке Американской кинематографической ассоциации (MPAA) за 2019 год, касса США и Канады составила 11,4 миллиарда долларов. Во всем мире касса фильмов в 2019 году достигла 42,2 миллиардов долларов. Но нужно понимать, что инвестиции в кино приносят большие деньги только тем, кто хорошо изучил этот бизнес.
Планируя вложить деньги в американское кино, вы поймёте, что практически любой фильм – чрезвычайно рискованная инвестиция, даже фильмы Стивена Спилберга. Так, «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» Спилберга критики и публика сочли абсолютным провалом, этот фильм стал концом знаменитой серии. Из 150 фильмов только три попадают в категорию кассовых, другие – в категорию самоокупаемых. Если бюджет картины – 20 млн., а сборы – 40 млн. – это неплохой фильм. А бывают провалы, когда бюджет составляет 40 млн, а сборы – 1 млн. И у такой работы тоже был инвестор, а скорее, это были консолидированные инвестиции нескольких инвесторов. Они вложились в провальный фильм, но при этом инвестировали еще в производство «Планеты 51» с Дуэйном Джонсоном, проект, не давший большой прибыли, но не бывший провальным. И вложились еще, например, в «Волк с Уолл-стрит» с Леонардо ди Каприо, прибыль которого составила 392 млн. при бюджете 100 млн.
Инвестиции в производство множества фильмов в итоге приносят прибыль. Принцип работы голливудских инвесторов напоминает работу венчурных фондов в Кремниевой долине: вкладываясь в десятки стартапов, они возвращают вложения и получают прибыль с 1-2 «взлетевших» проектов, а неудачные вложения – это нормальный процент рисков для отрасли. Важный момент: принцип диверсификации инвестиций требует больших средств.
Из чего складываются заработки в Голливуде
Как работал старый Голливуд? Когда индустрия кино переживала свой первый расцвет, фильм выходил в кинотеатрах, получал подавляющее большинство доходов за счет продажи билетов, затем исчезал из поля зрения. Но однажды в Голливуде кто-то подумал, что этого мало, и, начиная со «Звездных войн» Джорджа Лукаса, мерчендайзинг составляет заметную, а иногда и большую часть доходов фильма. Но и структура затрат изменилась: они обязательно включают расходы на печать, рекламу (P&A). История кино знает примеры, когда фильм стоимостью 15 миллионов долларов — малобюджетный по меркам Лос-Анджелеса — имеет рекламный бюджет, превышающий бюджет производства.
Важная часть доходов современного кинопроизводства – мерчендайзинг. Франшиза «Звездные войны» получила миллиарды доходов от производства игрушек, не говоря уже о лицензионных доходах от других сторонних компаний. В 2015 году «Звездные войны: Пробуждение силы» принесли 700 миллионов долларов розничных продаж. Такая стратегия успешно работает с фильмами, снятыми по мотивам комиксов, детскими и молодежными сериями (история о Гарри Поттере, «Властелин колец», «История игрушек»). Мерчендайзинг приносит большую прибыль высокобюджетным фильмам, которые нравятся детям и фанатам Comic-Con.
Крупные студии и независимые режиссеры занимаются поиском новых источников дохода, потому что продажа билетов больше не является основной и конечной целью. А закрытие большинства кинотеатров в начале 2020 года делает другие источники дохода более важными, чем когда-либо. На смену продаже билетов приходят продажа телевизионных прав, прав для видеохостингов, стриминговых платформ.
Кто сегодня инвестирует в Hollywood movie
Интересные факты: в 2015 году Китай впервые опередил США по месячному сбору от кинопоказов. Успешно «прокатились» по Китаю серии «Миссия невыполнима» (некоторые сцены третьей части даже снимались в КНР). Другая франшиза Paramount – «Терминатор 5: Генезис» — собрала в Китае 45,5$ млн всего за три дня. Правда, предварительно (Шварценеггер приехал в Поднебесную в рамках промотура и стал участником вокального шоу.
Сейчас квота зарубежного кино на китайских экранах составляет 34 фильма за год, но, по инсайдерской информации, далее число импортных картин будет значительно увеличиваться.
За последние три года несколько китайских компаний вложили сотни миллионов долларов в голливудские студии, но гигантов уровня Paramount Pictures в списке нет. Выше всех прыгнула China’s Hunan TV, которая потратила $375 млн на производство фильмов студии Lionsgate (известна по лентам «Перевозчик 3», «Неудержимые», «Хижина в лесу»).
Есть ли русские в Америке, инвестирующие в кино? Список голливудских инвесторов российского происхождения невелик: Роднянский, Т. Бекмамбетов и Лебедев в этом бизнесе уже не первый год. Фонд Rodnyansky Production участвовал в съемках фильмов «Мачете убивает», «Козы», «Облачный атлас», «Машина Джейн Мэнсфилд». Компания Code Red Production, в которой работает дочь Лебедева Юлия, успела снять Орландо Блума в фильме «Хороший доктор» и выпустить картину «Уважаемые белые люди». Тимур Бекмамбетов серьезно обосновался на голливудских холмах: после успешной режиссуры «Особо опасен» с Анджелиной Джоли он вместе с Тимом Бертоном выступил продюсером громких, прибыльных голливудских картин — мультфильма «Девять» , кинофильмов «Авраам Линкольн: охота на вампиров», «Фантом».
Новичок – Enjoy Movies, в России известная дешевой, но кассовой продукцией с участием героев Comedy Club. Одна из самых коммерчески успешных кинокомпаний в России рассчитывает на мировой успех. «Эти фильмы должны стать на порядок прибыльнее всех наших российских проектов», – уверен продюсер Enjoy Movies Георгий Малков. Причем решение о выходе на американский рынок компания приняла несмотря на то, что имеет доступ к невозвратным средствам Фонда кино.
Как финансируют кино в Голливуде
На Западе инвестиции в кино считают развитой отраслью капиталовложений. Эта сфера позволяет инвесторам не только зарабатывать, но и диверсифицировать портфель. В частности, в США и Европе некоторые фильмы снимаются полностью за счет инвестиционных фондов. Подобный формат пока не доступен для российского кинематографа, но Лос-Анджелес полностью открыт для частного инвестирования, причем капиталовложения осуществляют не только западные компании, но и русские в США.
Банки и другие финансовые организации предоставляют киношникам финансирование с отсрочкой: продюсер завершает съёмки фильма с помощью кредита, обеспеченного будущими прибылями от продажи прав на фильм. Банки внимательно изучают обеспечение фильма, потому что этот тип кредитования является рискованной формой капиталовложений, а взимаемые сборы и проценты отражают уровень риска.
Другой источник финансирования – международные торговые компании, которые будут содействовать финансированию и распространению фильма за плату. Взимаемая плата зависит от уровня вовлеченности сбытовой компании на различных этапах разработки, финансирования, производства, распределения. Чем больше они вовлечены, тем больший кусок пирога они потребуют. Эти компании продают фильмы на многих кинорынках и фестивалях по всему миру, взимают плату за маркетинговые расходы. Таким образом, они взимают комиссию за финансирование, комиссию за продажу и комиссию за услуги маркетинга. Эти факторы необходимо учитывать производителю при использовании международных продаж, потому что они сильно повлияют на рентабельность инвестиций.
Одна из причин, по которой вложение средств в американское кино пользуется высоким спросом – возможность сэкономить на налогах. Многие государства уже давно отменили налоги на прибыль, полученную от вложений средств в киноиндустрию. Что касается инвестиционных рисков, в США они очень низкие. Уже на стартовом этапе, когда продаются права прокатчикам, инвесторы получают львиную долю дохода (порядка 60%). Еще один важный момент – получение фильмом обязательств на прокат в США: в этом случае инвесторы также гарантированно получают доход.
Инвестиции в кинобизнес США выгодны тем, что вы можете получить возврат по налогам на тот объем средств, которые вложили. Сумма разнится от штата к штату, но в целом составляет до 30% – риски инвестора не превышают 25%. Любое кино – это творчество: иногда оно потребует больших затрат, но не окупится, или же будет очень бюджетным, но принесет хорошую прибыль.