Изначально бело-зелено-красный флаг был утверждён в 1921 году в качестве официального флага движения «Индийский национальный конгресс» – крупнейшей партии Индии колониальной эпохи. За цветами были закреплены религиозные ассоциации: за зелёной – мусульманская, за красной – индуистская, а белый цвет предназначался всем остальным. По другой версии, белый появился на флаге по аналогии с ирландским флагом: там тоже стояла задача буферизации (между католиками и англиканами), да и борьба за независимость от империи была первоочередной задачей.

В центре белой полосы была нарисована голубого цвета чаркха – традиционная прялка, что должно было олицетворять стремление к независимости и свободе.
В 1931 году флаг был обновлён: полоса вместо красной стала шафрановой, а символическое значение цветов было очищено от религиозной составляющей. Отныне белый был миром и правдой, зелёным означал процветание и верность, а вышеупомянутый шафран – мужество и отвагу.
В период Второй мировой войны и вскоре после её окончания движение за независимость стало более радикальным, и в 1947 Индия подошла вплотную к свободе. На учредительном собрании был принят флаг, где прялку заменили на дхармачакру – колесо закона, древний символ принадлежавшего к династии Маурья короля Ашоке, первого индийского императора и законотворца. Символ имел и второе, буддистское значение, ведь Будда – Дхарма. Существует и разница: вместо буддийских восьми спиц ашоково колесо имеет 24 – согласно числу часов в сутках.
Второй президент, философ Радхакришнана, дал цветам и символам новое толкование:
- бхагва, или шафрановый – самоотречение и беспристрастность, ведь наши вожаки обязаны быть бессеребренниками и ставить долг превыше всего.
- Белый – путь истины, её поиска.
- А зелёный символизирует отношение к миру растений и земли.
- Колесо – без изменений: колесо закона Дхармы, также означающее движение и жизнь как антитезу смерти.
История
Когда британское могущество сменило власть Великих Моголов, флагами этих земель были знамена торговых кампаний – Бенгальской и Ост-Индской. Во французских и португальских поселениях Пондишерри, Гоа и Бали – соответственно флаги колониальных администраций этих стран.
Все изменилось в 1858 году, когда была создана Британская Индия. С этого момента над огромной территорией, объединяющей нынешние Индию, Пакистан, Бангладеш и Бирму, развевался Юнион Джек.
С 1880 года местные ассоциации и общества получили возможность использовать на мероприятиях национальный флаг с британскими крестами в левом верхнем или правом углах. Чаще всего речь шла о цветах местного магараджи, набоба или иного властителя.
В начале XX века на фоне разворачивавшейся борьбы за независимость встал вопрос о флаге нации. Сестра Ниведита выступила с идеей красного прямоугольного полотнища с жёлтой молнией и белым лотосом, с надписью «Родина» на бенгальском языке. Поэтичные индусы расшифровали цвета и символы так:
- красный – путь к независимости
- жёлтый – победа на этом пути
- лотос белого цвета – чистота помыслов.
Первый триколор был поднят в августе 1906 года в ходе протестных мероприятий против раздела Бенгалии в Калькутте. Он стал известен как флаг независимости и представлял собой полотнище трёх равновеликих цветных полосок — оранжевой, желтой и зелёной, сверху вниз. Верхняя полоса дополнялась восьмью цветками лотоса, что символизировало провинции Британской Индии, а на нижней вольготно располагались солнце и полумесяц со звездой. Средняя полоса служила фоном для фразы на хинди «Я поклоняюсь тебе, мать». Эта строчка – цитата из хвалебного гимна в честь богини Дурги – «тотемной» индийской богини.
В августе 1907 индийские националисты на совещании в немецком Штутгарте презентовали ещё один национальный флаг – зелено-жёлто-красный, с теми же символами, но без надписи. Белый символизировал буддизм и сикхизм. Авторами флага были Кама Бхикахаджи Рустом, Винаяк Дамадаро и ещё несколько индийских интеллектуалов.
Впоследствии, во время Первой мировой войны, этот знак использовался так называемым «берлинским комитетом» — группировкой, выступавшей за независимость Индии. Знамя часто применяли индийские перебежчики и пакистанцы, воевавшие на стороне Османской империи на Месопотамском фронте.
На другом континенте – в Америке – в качестве нацсимвола применялся флаг партии Гадар, но популярным в колонии или Европе ему так и не суждено было стать.
В 1916 Пингли Венкайей и Умаром Собани была основана «Миссия национального индийского флага», они пытались убедить принять свой проект Махатму Ганди, но безуспешно, так как флаг не отражал индийские религии.
В 1921 в дело вошёл сам Ганди – на его версии национального флага была изображена прялка как символ надежды на независимость и свободу, а цвета символизировали религии (белый «отдали» христианам и сикхам, а также другим меньшинствам). Новый флаг был использован на партсобрании в Ахмедабаде в 1921. Не получив официального признания Национального индийского конгресса, тем не менее активно использовался для демонстраций и манифестаций. Меньшинства, кстати, не оценили свой «белый»: сикхи хотели, чтобы на флаге появился «их» жёлтый цвет, другие настаивали на размещении каких-то дополнительных символов.
В 1931 собрался Рабочий комитет Конгресса; он создал комиссию по флагам, в результате работы которой был предложен одноцветный красный флаг. Он применялся короткое время, но в итоге был отклонён ИНК из-за параллелей с красным флагом коммунистов.
Спустя год итоговая резолюция утвердила версию в нынешних цветах, очистив их символическое значение от религиозной подоплёки; в центре разместили синюю национальную прялку – чаркху.
Во время второй мировой войны марионеточное проиндийское правительство Азад Хинд использовала ещё один вариант со словами «Азад Хинд» — «Свободная Индия» – и тигром в прыжке. Над индийскими землями этому знамени было суждено развеваться недолго – в 1944-начале 1945 года; коллаборантов ждала петля.
В 1947 во время подготовки к объявлению независимости прялку на флаге было решено заменить на колесо законников – дхарма чакру. С тех пор флаг оставался неизменным, менялись только правила его использования.
Как можно и нельзя использовать флаг Индии?
Вплоть до 2002 гражданские могли вешать флаг только во время праздников. Так бы продолжалось и впредь, если бы не Мадхья Прадеш – бизнесмен, который вступил в полемику с государством и отстаивал в высоком суде Дели право на использование флага в собственном офисе.
Противоборство имело трагикомический оттенок: он вешал флаг, приходила полиция, конфисковывала и выписывала штраф, и так несколько десятков раз. Суд принял во внимание последствия такой компании и рекомендовал создать специальную комиссию, чтобы внести поправки в положения закона. Это случилось в январе 2002: все без исключения индусы получили право поднимать флаги в любой день при условии соблюдения строгих правил. В случае, если эти правила не соблюдены, правонарушителя может ждать огромный штраф и тюремный срок в дополнение к неизбежной конфискации флага. К неуважительному отношению правительство страны относит, помимо собственно неуважения, использование нестандартной символики.
К примеру, в 2017 году поступившие в продажу на сервисе «Амазон» коврики в цветах индийского флага послужили причиной дипломатического скандала: власти страны решили, что это проявление неуважения и оскорбление, и потребовали изъять их из продажи – в противном случае сотрудники магазина лишались бы права на получение индийских виз.
Корпорация пошла на извинения и снятие с продажи.
Правила изготовления
После провозглашения в 1950 республики Бюро стандартов страны строго стандартизировало производство государственной символики. Так, разрешено изготовление флагов всего 9 размеров – от миниатюрного 150 на 100 миллиметров до впечатляющих 6300 на 4200. Все другие размеры под запретом.
В 1968 году правила были адаптированы к метрической системе мер – ранее Индия использовала имперскую. Регламентированы мельчайшие детали, вплоть до размера нити и шнура, которым осуществляется подъём флага (он должен быть выполнен из конопляного волокна). Любые отклонения от этого процесса могут повлечь штраф и тюремный срок.
Ткань, из которой делают флаг – хади, или ручная пряжа. Допускается её изготовление из хлопка, шерсти или шёлка, синтетика запрещена.
Ежегодно в стране продаётся свыше 40 миллионов флагов – при этом хади выпускается всего на двух фабриках в северной части Карнатаки, а флаги – и вовсе на единственном заводе.