Учёба в школе сопряжена со множеством испытаний для школьников: это и борьба за лидерство в коллективе, и всевозможные издержки общения со сверстниками, и познание себя.. И это не говоря уже про первый опыт столкновения с бездушной машиной бюрократии. Архаичность многих привычных школьных процессов (и неоднозначность нововведений) раздражает не только школьников и родителей, но и педагогов. Приведём два простых, но наглядных примера.

Палантир родителя: польза и вред электронного журнала
Появление электронных журналов — удобного интерактивного инструмента, позволяющего в режиме реального времени получить информацию о том, что дети принесут вечером из школы, проверить домашку и рассчитать итоговые оценки — трудно не приветствовать. Вместе с тем на фоне роста осведомленности родителей положение детей здесь изменилось к худшему, ведь у школьника далеко не всегда есть доступ в такой журнал. Это не очень-то честно: работает ребенок, а о результатах первыми узнают родители. Отчасти это способствует инфантилизации и лишает ребёнка самостоятельности.
Судите сами: в прежние старые добрые денёчки вместо электронного табеля были журнал и дневник — самые обычные, «аналоговые». Узнать, что там скрывается, родитель мог в двух случаях: придя на родительское собрание или проверив дневник. В первом случае за коммуникацию и донесение информации отвечал педагог и сам родитель, во втором — ещё и школьник. У детей была хотя бы небольшая возможность выбирать оптимальный для себя вариант: попросить о поддержке, решать трудности самостоятельно — как честными способами, так и не очень (в этом случае правда потом всё равно настигала и наваливалась всей тяжестью неприятных последствий в виде накрученных нервов). Но это был выбор!
А теперь выбора нет: получил ты двойку — и мама с папой тут же получили уведомление в личный кабинет. На выходе получается, что следить за успеваемостью и оценивать перспективы ребёнку уже вроде как и не надо, за него всё сделают папа с мамой. Они же пойдут договариваться о допзанятиях или качать права (прежде всё это тоже было, но лишь как «последний довод королей», когда альтернативные сценарии не сработали).
И где тут развивать ответственность и становиться самостоятельными? Наоборот, ребёнок отучается планировать и ставить цели, не говоря уже о возможности контролировать своё будущее. Дети чувствуют себя бессильными, не имея возможности повлиять на ситуацию — ни исправить оценку так, чтобы дома не узнали, ни избежать возможного наказания.
Нет, разумеется, контролировать отметки нужно, это закономерный и неотъемлемый элемент воспитания! Но в 14 и шестнадцать 16 лет не то же самое, что в 7, на «старшем» этапе важно не только и не столько проконтролировать, сколько постепенно давать чаду свободу, позволяя действовать рационально и разумно — не потому, что боишься последствий, а потому, что ищешь выход. Задача обучения ведь сводится не только к механической зубрежке и аккуратно заполненным тетрадкам! Наряду со знаниями тут дают еще и навыки: учат общаться, помогают развивать личные навыки, воспитывать характер. Опять же, без участия родителей ничего не получится — ну разве что выработается условный рефлекс: получил двойку-приуныл-вечером получил по шее. Хорошо? Не думаю.
Впрочем, списывать все трудности на электронные журналы и дневники не стоит. Первоочередное значение имеют также реакции взрослых на оценки. Готовы ли мы сами к ответственности за сиюминутное и одномоментное принятие решений о судьбе человека, не оставляя ему права на ошибку? Или, быть может, лучше отказаться от простых и популярных решений и оставить своему ребенку толику свободы и свежего воздуха?
Хватит извиняться
Или другая тема. Вот ты опоздал, входишь в класс, и первое, что тебе нужно сделать — попросить прощения и разрешения войти. Преподаватель может молча кивнуть, а может, наоборот, покуражиться, развлекая аудиторию плоскими шутками, пока опоздавший идёт на своё место. При этом дети и подростки мешают не только учителю, но и своим сверстникам: как правило, «спрашиваются» дети громко, хлопают дверью, неумело отвечают на вопросы педагога, забывшего про основную задачу. Пока все угомонятся, проходит минуты три, а то и пять: 5-10% от академического часа. А если опоздавших несколько? Что тогда останется от урока и что запомнят ученики?
Теперь представим другое решение: учитель раз и навсегда объявляет, что опоздавшие входят в класс молча, тихо идут за свою парту и никому не мешают. Без лишних вопросов!
В рамках старой советской концепции, где педагог не только учитель, но ещё и ментор, это звучит странно. Но разве сами учителя, припозднившись на совещании или выходя во время конференции или семинара по уважительной причине, просят на это разрешения у председателя или руководителя? Это было бы странно, да и не нужно...
И тут та же история. Навык вопрошания «можно войти?» и «можно выйти?» в реальной жизни не пригодится: в нормальном коллективе и естественных условиях спрашивать не нужно, все и так всё понимают. Надо — значит надо. Там, где не понимают, спрашивать, в общем, тоже бесполезно — всё одно не выпустят.
Педагоги в школах, тем не менее, продолжают упрямо цепляться за эту архаичную практику. Почему? Прежде всего это власть, как ни удивительно это понимать. Оно и понятно: школьный учитель несёт ответственность за своих подопечных во время урока, и если вместо туалета ученик отправится куда-то еще, покурит под лестницей или поскользнется, упадёт и сломает руку, придётся нести за это ответственность. Но, опять же, такой догматизм понятен в случае с восьмилеткой, но с восьмиклассниками «дрессировка» приводит к тому, что к реальным вызовам общественной жизни подросток окажется не готов.
Что тут можно и нужно сделать? Прежде всего — сделать школу открытой. Не для посторонних, как это было прежде, а для детей и их родителей. Стеклянные двери и открытые пространства, настоящая вменяемая охрана вместо тех суррогатных решений, с которыми мы имеем дело сегодня, реально работающая психологическая служба. Если все попытки погулять на уроке по коридору без уважительной причины неизбежно приведут в кабинет психолога, такие прогулки станут менее привлекательными. Конечно, это сложно и дорого, но какой смысл ставить задачи, лишённые амбиций?
Кроме того, такие мелкие властные проявления — возможность решать, выпустить человека в туалет или заставить страдать до переменки — это часть комплексной проблемы в нашем обществе и в образовательной системе в частности. Можно, конечно, махнуть рукой и сказать что-то в роде «всё равно жизнь рога обломает», но лучше начать с себя. Будет такая теория малых дел на практике.