2025-07-15 13:02:24

Две вещи, от которых бы уже сейчас отказались российские учителя

Две вещи, от которых бы уже сейчас отказались российские учителя
Изображение взято из открытых источников newbusiness.su

Учёба в школе сопряжена со множеством испытаний для школьников: это и борьба за лидерство в коллективе, и всевозможные издержки общения со сверстниками, и познание себя.. И это не говоря уже про первый опыт столкновения с бездушной машиной бюрократии. Архаичность многих привычных школьных процессов (и неоднозначность нововведений) раздражает не только школьников и родителей, но и педагогов. Приведём два простых, но наглядных примера.

Палантир родителя: польза и вред электронного журнала

Появление электронных журналов — удобного интерактивного инструмента, позволяющего в режиме реального времени получить информацию о том, что дети принесут вечером из школы, проверить домашку и рассчитать итоговые оценки — трудно не приветствовать. Вместе с тем на фоне роста осведомленности родителей положение детей здесь изменилось к худшему, ведь у школьника далеко не всегда есть доступ в такой журнал. Это не очень-то честно: работает ребенок, а о результатах первыми узнают родители. Отчасти это способствует инфантилизации и лишает ребёнка самостоятельности.

Судите сами: в прежние старые добрые денёчки вместо электронного табеля были журнал и дневник — самые обычные, «аналоговые». Узнать, что там скрывается, родитель мог в двух случаях: придя на родительское собрание или проверив дневник. В первом случае за коммуникацию и донесение информации отвечал педагог и сам родитель, во втором — ещё и школьник. У детей была хотя бы небольшая возможность выбирать оптимальный для себя вариант: попросить о поддержке, решать трудности самостоятельно — как честными способами, так и не очень (в этом случае правда потом всё равно настигала и наваливалась всей тяжестью неприятных последствий в виде накрученных нервов). Но это был выбор!

А теперь выбора нет: получил ты двойку — и мама с папой тут же получили уведомление в личный кабинет. На выходе получается, что следить за успеваемостью и оценивать перспективы ребёнку уже вроде как и не надо, за него всё сделают папа с мамой. Они же пойдут договариваться о допзанятиях или качать права (прежде всё это тоже было, но лишь как «последний довод королей», когда альтернативные сценарии не сработали).

И где тут развивать ответственность и становиться самостоятельными? Наоборот, ребёнок отучается планировать и ставить цели, не говоря уже о возможности контролировать своё будущее. Дети чувствуют себя бессильными, не имея возможности повлиять на ситуацию — ни исправить оценку так, чтобы дома не узнали, ни избежать возможного наказания.

Нет, разумеется, контролировать отметки нужно, это закономерный и неотъемлемый элемент воспитания! Но в 14 и шестнадцать 16 лет не то же самое, что в 7, на «старшем» этапе важно не только и не столько проконтролировать, сколько постепенно давать чаду свободу, позволяя действовать рационально и разумно — не потому, что боишься последствий, а потому, что ищешь выход. Задача обучения ведь сводится не только к механической зубрежке и аккуратно заполненным тетрадкам! Наряду со знаниями тут дают еще и навыки: учат общаться, помогают развивать личные навыки, воспитывать характер. Опять же, без участия родителей ничего не получится — ну разве что выработается условный рефлекс: получил двойку-приуныл-вечером получил по шее. Хорошо? Не думаю.

Впрочем, списывать все трудности на электронные журналы и дневники не стоит. Первоочередное значение имеют также реакции взрослых на оценки. Готовы ли мы сами к ответственности за сиюминутное и одномоментное принятие решений о судьбе человека, не оставляя ему права на ошибку? Или, быть может, лучше отказаться от простых и популярных решений и оставить своему ребенку толику свободы и свежего воздуха?

Хватит извиняться

Или другая тема. Вот ты опоздал, входишь в класс, и первое, что тебе нужно сделать — попросить прощения и разрешения войти. Преподаватель может молча кивнуть, а может, наоборот, покуражиться, развлекая аудиторию плоскими шутками, пока опоздавший идёт на своё место. При этом дети и подростки мешают не только учителю, но и своим сверстникам: как правило, «спрашиваются» дети громко, хлопают дверью, неумело отвечают на вопросы педагога, забывшего про основную задачу. Пока все угомонятся, проходит минуты три, а то и пять: 5-10% от академического часа. А если опоздавших несколько? Что тогда останется от урока и что запомнят ученики?

Теперь представим другое решение: учитель раз и навсегда объявляет, что опоздавшие входят в класс молча, тихо идут за свою парту и никому не мешают. Без лишних вопросов!

В рамках старой советской концепции, где педагог не только учитель, но ещё и ментор, это звучит странно. Но разве сами учителя, припозднившись на совещании или выходя во время конференции или семинара по уважительной причине, просят на это разрешения у председателя или руководителя? Это было бы странно, да и не нужно...

И тут та же история. Навык вопрошания «можно войти?» и «можно выйти?» в реальной жизни не пригодится: в нормальном коллективе и естественных условиях спрашивать не нужно, все и так всё понимают. Надо — значит надо. Там, где не понимают, спрашивать, в общем, тоже бесполезно — всё одно не выпустят.

Педагоги в школах, тем не менее, продолжают упрямо цепляться за эту архаичную практику. Почему? Прежде всего это власть, как ни удивительно это понимать. Оно и понятно: школьный учитель несёт ответственность за своих подопечных во время урока, и если вместо туалета ученик отправится куда-то еще, покурит под лестницей или поскользнется, упадёт и сломает руку, придётся нести за это ответственность. Но, опять же, такой догматизм понятен в случае с восьмилеткой, но с восьмиклассниками «дрессировка» приводит к тому, что к реальным вызовам общественной жизни подросток окажется не готов.

Что тут можно и нужно сделать? Прежде всего — сделать школу открытой. Не для посторонних, как это было прежде, а для детей и их родителей. Стеклянные двери и открытые пространства, настоящая вменяемая охрана вместо тех суррогатных решений, с которыми мы имеем дело сегодня, реально работающая психологическая служба. Если все попытки погулять на уроке по коридору без уважительной причины неизбежно приведут в кабинет психолога, такие прогулки станут менее привлекательными. Конечно, это сложно и дорого, но какой смысл ставить задачи, лишённые амбиций?

Кроме того, такие мелкие властные проявления — возможность решать, выпустить человека в туалет или заставить страдать до переменки — это часть комплексной проблемы в нашем обществе и в образовательной системе в частности. Можно, конечно, махнуть рукой и сказать что-то в роде «всё равно жизнь рога обломает», но лучше начать с себя. Будет такая теория малых дел на практике.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности