2025-09-13 18:09:19

Домашние задания в российских школах: за или против?

Домашние задания в российских школах: за или против?

В последние месяцы в соцсетях активно обсуждалась идея отказаться от домашних заданий в школах. Казалось, что дело движется к серьезным переменам, но инициатива притормозила. Причина довольно понятна: убрать домашние задания — значит перестроить всю систему образования, сделать это быстро точно не получится.

Сама по себе мысль об отмене домашних заданий многим кажется привлекательной. Но если задуматься, то возникает простой вопрос: а чем заменить ту часть учебного процесса, которая сейчас приходится на дом? Просто ведь вычеркнуть ее нельзя, иначе рухнет привычная структура.

Взгляд из прошлого и сегодняшние реалии

Еще в XIX веке известный педагог Константин Ушинский писал о том, что до 15 лет можно вполне обойтись без домашних заданий. По его мнению, ребенка нужно учить работать самостоятельно, но делать это следует в присутствии взрослых, а не в одиночестве.

Идея здравая, но реальная практика показывает совсем другое. Сегодня «домашка» часто превращается в формальность: дети нередко переписывают готовые решения из интернета или же за них все делают родители. Получается, что самостоятельности в этом процессе минимум, так что пользы от подобной работы тоже немного. Отсюда и сомнения: выполняет ли домашнее задание свою заявленную функцию?

Домашние задания как костыль системы

Если внимательно присмотреться, домашние задания сегодня выполняют несколько очень специфических функций, которые напрямую связаны не столько с обучением, сколько с попытками залатать кое-какие дыры в системе.

Компенсация сорванных уроков

Учитель заболел, урок сорвался, в классе слишком шумно, вместо занятия провели школьное мероприятие — все это перекладывается на домашку. Ребенку предлагают «пройти материал самостоятельно», а по факту на него просто перекладывают недоработку. В итоге учебное время теряется, а родители вынуждены сидеть с ребенком до поздней ночи, чтобы догнать программу. Справедливости ради, такие ситуации все же редки.

Спасение от плохих оценок

Есть и другая функция — скрытая. Домашние задания помогают формально «подтянуть» тех, кто «по-хорошему» должен получать двойки. Откровенно слабым ученикам дают дополнительные задания или рефераты: они приносят эти работы из дома, и учитель может поставить им более-менее приемлемую отметку. Получается странная игра: будто и обучение идет, и оценки выставлены, но реального прогресса нет.

Свалка для несбыточных идей

Не стоит забывать и о многочисленных образовательных новациях. На уровне высоких кабинетов регулярно придумывают новые проекты, исследования и творческие задания — и вроде бы все красиво, но вот времени на их выполнение в школе нет. В итоге все это снова перекладывают в домашние задания, а ученики и родители получают еще одну порцию нагрузок, которые мало связаны с реальной учебой.

Что можно изменить?

Вывод напрашивается простой: прежде чем спорить об отмене домашних заданий, стоит разобраться с качеством самих уроков. Если урок проходит продуктивно, то необходимости в тоннах заданий на дом просто не будет. Можно выделить несколько направлений, которые помогли бы разгрузить детей и родителей:

  • создать систему замещения уроков, чтобы при болезни учителя или других форс-мажорах дети не теряли время;
  • расширить роль тьюторов и воспитателей, чтобы ученики получали поддержку прямо в школе;
  • уделять внимание дисциплине в классе, ведь от этого зависит эффективность всего занятия;
  • вернуть возможность честно оценивать знания, чтобы слабым ученикам оказывали реальную помощь, а не подменяли ее имитацией.

Оставить можно лишь те задания, которые действительно требуют регулярной практики: заучивание стихов и формул, иностранные языки, работа над проектами. Но и это можно организовать внутри школы, во время внеурочной деятельности.

Почему это все еще не работает

Казалось бы, решение лежит на поверхности, но на практике все упирается в ресурсы: нужны деньги, желание и готовность к переменам. Пока же проще продолжать действовать по старой схеме — с тетрадями, бесконечными упражнениями и вечерними переписываниями текста из учебника.

Проблема в том, что в такой системе страдают все: дети перегружены, родители измотаны, а учителя вынуждены работать по формальным правилам, которые не всегда ведут к результату. Поэтому разговоры об отмене домашних заданий продолжаются снова и снова, но дальше обсуждений дело пока не идет.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности