Кому, зачем и сколько платят за ЕГЭ-шных стобалльников? Эта тема тревожит многих и раз за разом превращается в яблоко раздора между учителями и родителями. Давайте разбираться, почему.
Выплаты в регионах России
Учителя, подготовившие учеников, набравших заветные 100 баллов на ЕГЭ, действительно получают за это выплаты. Но не спешите завидовать — такие «премии» распространены далеко не везде. Регионы России сами решают, какие суммы выделять на эти цели, и порой разница оказывается ощутимой: где-то педагоги получают пятьдесят тысяч рублей, где-то — сто тысяч... Всё зависит от местных финансовых возможностей и проводимой политики.
Разные точки зрения
Отношение к этим выплатам неоднозначное, и на это есть свои причины. Экзамены, в частности ЕГЭ, — штука сложная, и результат на них зависит не только от работы школьного педагога. Например, некоторые ученики изначально приходят в школу с высокой мотивацией и способностями — по сути, учитель просто «полирует» их знания. Но бывает и наоборот: учитель вкладывает в «средненьких» ребят максимум усилий, но 100 баллов всё равно остаются недостижимой целью, несмотря на все титанические старания.
Справедливость выплат под вопросом
Некоторые говорят, что выплаты за стобалльников несправедливы. Давайте копнём глубже: такие выплаты могут демотивировать других учителей, которые работают не менее усердно, но по объективным причинам не могут похвастаться стобалльниками. Например, класс может быть буквально набит детьми и подростками с разными способностями, и даже звездный педагог не в силах существенно изменить ситуацию. Тем более не стоит забывать о репетиторах, которые зачастую играют не меньшую роль в подготовке стобалльников.
Дополнительные занятия и курсы
Родители, как бы это ни звучало, тоже не остаются в стороне — как минимум многие вкладывают значительные суммы в дополнительные курсы и занятия для своих чад, оплачивают услуги репетиторов и онлайн-школ, чтобы повысить шансы своих детей на высокие результаты. В таком контексте львиная доля подготовки часто ложится на внешкольные ресурсы, потому выплата школьным учителям за такие достижения представляется некоторым абсурдной.
Мотивация или давление?
Не будем лукавить: для некоторых учителей такие выплаты — отличная мотивация для увеличения количества стобалльников, это логично и хорошо объяснимо. Но является ли эта мотивация здоровой? Какие отношения складываются в коллективе, где часть учителей ведет непрофильные предметы, по которым дети вообще не сдают ЕГЭ? Не лучше ли лучше поднять уровень зарплаты всему педагогическому составу?
Не стоит забывать о репетиторах и онлайн-школах, которые стали настоящей палочкой-выручалочкой для многих. По статистике 67% педагогов считают, что для успешной учебы и сдачи экзаменов репетиторы просто необходимы. Учёба в онлайн-школе или у репетитора часто оказывается более эффективной из-за индивидуального подхода и концентрации на конкретных темах.
Поэтому вопрос о пользе и полезности подобных выплат остается открытым. Премии — это, конечно, очень хорошо, но еще лучше — справедливая оплата труда каждого.