Большинство людей привыкло к тому, что путешествия – это поездки к красивым местам, посещение экскурсий, просмотр знаменитых достопримечательностей, которые есть во всех путеводителях. В сознании рядовых путешественников отпуск в другой город или страну должен произвести приятное впечатление и остаться в памяти как самое светлое воспоминание последних лет.

Однако у путешествий есть обратная сторона, которую принято называть «темным туризмом». Таким туристам не интересна национальная кухня, они не хотят смотреть на пирамиды в Гизе или Эйфелеву Башню – они предпочитают исследовать катакомбы, где несколько веков назад тысячи людей гибли от чумы, проводить ночи в склепах на кладбищах, ездить на места авиакатастроф или страшнейших техногенных катастроф. Многие люди не понимают, почему темный туризм обрел такую большую популярность и какое удовольствие такие путешественники испытывают, когда посещают места, где погибали и страдали люди.
Как развивался темный туризм?
Термин этот появился в 1996 году, когда вышел очередной выпуск журнала International Journal of Heritage Studies, однако популярность понятие «темный туризм» обрело лишь в 2000 году. В это время на полки магазинов вышла книга с одноименным названием: на ее страницах авторы рассказывали читателю о разновидностях этого вида туризма и о том, что он собой представляет. Однако Малкольм Фоули и Джон Леннон (не тот, что был в группе «Битлз») не сумели объяснить аудитории, почему путешественники питают любовь к местам, к которым обычные люди даже боятся подходить.
Самое популярное направление темного туризма
Неофициальное звание самого популярного места среди любителей темного туризма носит Индия, а точнее, берега священной реки Ганг. Местные жители приходят сюда, чтобы кремировать усопших родственников и друзей, а после рассеивают их прах над рекой. В этом регионе не принято применять современные электрические крематории – трупы сжигают на погребальных кострах. Умершего человека перед сожжением одевают в лучший наряд, что у него был, помещают на бамбуковые носилки и несут к реке. Если усопший ушел из жизни в старости, на сожжение приходят музыканты и исполняют народные индийские мелодии. Родственники умерших индийцев не возражают, чтобы за кремацией наблюдали посторонние люди.
Наиболее популярным городом среди «темных туристов» является Варанаси – именно сюда приезжают богатые индийцы в старости, чтобы их здесь сожгли и развеяли прах. Варанаси считается священным городом для жителей Индии, поэтому смерть здесь для них – почет и даже необходимость. Согласно легенде, душа человека, чей прах развеяли над Гангом, не перевоплотится и выйдет из вечного колеса Сансары.
Куда еще ездят в рамках темного туризма?
Варанаси – одно из немногих направлений темного туризма, которое приобрело статус признанного. В основном туристам-экстремалам приходится отправляться в места, где либо похоронено много людей, либо они здесь массово погибли, а земля помнит атмосферу ужаса и безысходности, которая царила во время катастрофы.
Места массовых убийств и истязаний
Чем больше смертей в выбранном месте, тем привлекательнее оно для путешественников. Самыми популярными из таких мест являются польские концлагеря, построенные нацистами во время Второй Мировой войны, «поля смерти» в Камбодже, где зверствовали красные кхмеры Пола Пота, катынский полигон близ Смоленска и другие. Также темные туристы посещают музеи пыток, локации массовых сражений, унесших тысячи жизней, места казней. Особо изощренные путешественники изучают историю серийных маньяков и места, где они совершали убийства, составляют подробный маршрут и отправляются по нему в путешествие. Так, туристы часто посещают места, где над своими жертвами издевались Джек-Потрошитель, Андрей Чикатило, Анатолий Сливко и прочие душегубы.
Места катастроф
Туризм катастроф привлекает людей, которым интересна история различных трагедий, унесших жизни сотен или даже тысяч людей. Путешественники направляются на места, где случилась катастрофа, исследуют локацию и наполняются впечатлений. Самыми популярными направлениями туризма катастроф являются Фукусима и Припять – места, которые пострадали от техногенных аварий. Страшные землетрясения и ураганы, волны-убийцы и цунами, взрывы и крушения самолетов – события, которые впоследствии становятся поводом темных туристов отправиться на место ужасных происшествий.
Кладбища
Самым безобидным в рамках темного туризма принято считать прогулки по кладбищам и ночевки в склепах. Обычные путешественники, которые ходили на места захоронений известных личностей, на время становились темными туристами. Некоторые гиды даже предлагают своим группам туристов провести ночь на кладбище, предварительно согласовав это с полицией и властями.
Мистические места
Заброшенные замки, руины городов, места, где видели пришельцев, дома с приведениями и прочие локации, которые окутаны атмосферой мистики – популярные направления среди темных туристов. Больше всего такие путешественники любят посещать популярные места, о которых сложено несколько десятков легенд: Бермудский треугольник, Замок графа Дракулы в Румынии, Зона-51, перевал Дятлова или лощина Черного бамбука в Китае.
Зачем нужен темный туризм
Ученые, которые занимались исследованием этого феномена, не имеют единого мнения, почему же темный туризм так популярен среди людей со всего мира. Одни считают, что так путешественники удовлетворяют свое эмоциональное возбуждение, другие уверены в том, что посещение мест массовых захоронений или убийств вводит человека в эйфорию.
Однако сами темные туристы заявляют, что, путешествуя к страшным местам, они удовлетворяют потребность в острых ощущениях. Когда они приезжают в парижские катакомбы или на место крушения боингов, они будто бы попадают в фильм ужасов.
Джон Леннон, написавший книгу про темный туризм, уверен, что места смерти сотен людей привлекают людей, которые способны творить зло. Автор произведения не уверен, что темный туризм – явление этичное, однако он уверен, что люди имеют право знать правду о катастрофах и трагедиях, которые происходили за историю человечества. Леннон призывал темных туристов не считать такие путешествия способом развлечения, а с уважением относиться к усопшим людям, которые погибали в мучениях и страхе.