2025-07-15 14:06:54

Что такое Болонская система и чем её можно заменить в России?

Что такое Болонская система и чем её можно заменить в России?

Власти России огорошили население и мир тем, что хотят уйти от Болонского процесса и намерены разработать собственную модель высшего образования. Пока ничего о том, как это будет выглядеть, неизвестно, хотя в палатах законотворческих уже начали работу. 6 июня, собственно, все вузы РФ из Болонского процесса и вышли.

Но что же такое эта система и чем вызвала гнев и недовольство властей? Есть ли у неё альтернативы? Давайте разбираться.

Что такое Болонский процесс?

Это система высшего образования, которая состоит из двух уровней и базируется на документе под названием «Зона европейского высшего образования», подписанной в 1999-м министрами образования 29 стран Европы. Подписание произошло в университете Болоньи, потому так и назвали.
Сейчас в соглашении участвуют 49 государств, одним из которых с сентября 2003 года является и Россия.

Кто участвует в Болонском процессе?

Модель строится на мысли, что разделённая на сегменты модель образования и различный подход к стандартам и степеням вредит развитию науки и обучения в мире. В классической модели Болонского процесса лежит идея, согласно которой любой студент может сменить свою академическую траекторию.

Страны-участницы декларации согласны в том, что они намереваются обеспечить совместимые национальные системы образования с соблюдением некоторых стандартов. Обязательным условием при этом является независимый и самостоятельный статус вузов, которые считаются носителями единого сознания и ценностей Европы.

Какие преимущества и недостатки у этой системы?

В этой модели сходные программы общих специальностей дают некие базовые сведения, которые позволяют продолжать обучение по тому же профилю и в другом высшем учебном заведении, притом не только на Родине, но и в любой другой стране. Поэтому выпустившийся бакалавр из Москвы может сравнительно просто стать магистром в любой другой стране Европы без квалификационных испытаний и дополнительной экзаменовки.

Кроме того, Болонская модель позволяет во время обучения отправиться на годик-другой в заграничное высшее учебное заведение по студенческой программе, а по возвращении продолжать процесс обучения со своими однокурсниками – и не нужно ничего нагонять и сдавать в бешеном режиме.

В итоге, обзаведясь дипломом, специалист может пробовать искать работу не только в России, но и за границей.

Впрочем, это правило не универсально: большая часть высших учебных заведений обращает внимание не только на диплом, подходы всюду имеют свою специфику. Где-то, например, смотрят на опыт работы или рейтинг, где-то на общественные заслуги или итоги собеседования.

Следует отметить, что за годы участия в Процессе частью системы Россия так и не стала. Всё кончилось двумя уровнями обучения и признанием степеней. В некоторых других странах Болонский процесс позволяет студенту обучаться лишь тому, что ему на самом деле нужно, и не обращать внимание на то, что не интересно и не нужно. А во время обучения акценты расставляются таким образом, чтобы обучаться практическим навыкам вместо теоретических. В России, к сожалению, всё это не работает.

Впрочем, эта довольно приятная модель не лишена недостатков.

Одним из них считают тестирование в ходе вступительных экзаменов, которое в России приобрело форму единого госэкзамена. Профессионалы в сфере образования тратят годы жизни на критику такого подхода, обращая внимание на тот факт, что тест не способен продемонстрировать реальный уровень подготовки человека, что ответы можно заучить наизусть, а натаскивание на прохождение теста как важнейшего испытания отрочества не способствует освоению программы. Системность и междисциплинарность при этом утрачиваются.

Кроме того, после разделения на бакалавров и магистров многие образовательные учреждения пришли к выводу, что за четыре года подготовка высококлассных спецов невозможна, а потому по-прежнему применяют старую систему подготовки специалистов, в рамках которого учатся 5-6 лет вместо четырёх.

Кроме того, есть и социальный фактор: чем больше поступает благодаря этой доступной системе людей на первые курсы вузов, тем более высоким становится конкурс, что вынуждает абитуриентов конкурировать за места на международном уровне с тысячами иностранцев. Соответственно, растёт социальная напряжённость.

Критика в России

В нашей стране адаптация системы происходила весьма трудно, а дискуссия продолжается даже после её внедрения. Правда, до недавних пор идея о том, что из системы следует выйти, была присуща в основном левым партиям типа КПРФ, популистам из СР и ЛДПР. Партия власти взялась за Болонский процесс только в этом году.

Не так давно по теме высказался Пётр Толстой, который объявил о несоответствии сложившейся в нашей стране учебной системы наличествующим вызовам. Садовничий, что вот уже двадцать лет правит МГУ как своей вотчиной, также подчеркнул: он против бакалавриата и магистратуры и считает необходимым вернуться в прошлое. Он также утверждает, что во время дискуссии при введении Болонского процесса ректоры университетов выступали с позиции противников, полагая, что задевать государственные системы не следует.

Под занавес глава Министерства образования и науки также заявил, что система должна уйти в прошлое, а на её месте предстоит построить нечто новое, учитывающее национальные экономические интересы. Мол, с уходом специалитета исчезло указание на конкретную квалификацию, что вызвало сложности на рынке труда.

О том, что вопрос нашёл поддержку в Госдуме, можно не распространяться. Там, правда, сослались на то, что у педагогов и родительского сообщества Болонья давно вызывает изжогу.

Наконец, следует принять во внимание и отток кадров из страны. Выходит, что Россия готовит кадры, которые отправятся в другие государства. А если Болонский процесс отменить – уехать станет сложнее. Для страны-то это плюс.

Какие есть альтернативы Болонской системе?

Если российские власти откажутся от участия в Болонском процессе сами, это будет означать то, что в университеты вернут специалистов. Эта форма образовательного процесса с минимальными отличиями функционировала с конца 30-х годов вплоть до конца нулевых, а в некоторых продолжает функционировать до сих пор. В программе полный набор теории и навыков практики, поэтому учиться приходится дольше. Программа отличается большей консервативностью, а специалитет как явление не вписывается в Болонскую модель. Впрочем, окончив университет, специалисты продолжают подготовку в качестве аспирантов, что приравнивает его уровень подготовки к европейским магистерским.

Между тем, в формировании программ есть серьёзные различия. Так, если сравнить специалиста с бакалавром и магистром, где есть тысячи разнообразных курсов и дисциплин, специалистов готовят в рамках узкой сферы. Это применяется в медицинских и военных науках, инженерном деле и искусстве. Но поменять свой профиль при этом бывает очень сложно, ведь для перехода между дисциплинами следует сдавать академическую разницу – кучу предметов, о которых во время обучения человек не имел ни малейшего представления. На выходе, получив корочку, человек становится отличным или хотя бы неплохим спецом, но если с выбором профессии не повезло и избранный профиль утратил актуальность, человека во время очередного виража нашего общества выкинет на обочину.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности