2025-07-15 18:10:35

Что должен уметь ребенок перед школой? Проверьте себя

Что должен уметь ребенок перед школой? Проверьте себя

Государственные школы обязаны принимать учеников вне зависимости от того, насколько они развиты и эрудированы — это требование закона (конечно, мы здесь не учитываем случаи задержки развития и отклонения). Если ребенок не обучен считать или писать, это вовсе не значит, что ему пока ещё рано в школу!

Вместе с тем есть определенный базовый уровень, отталкиваясь от которого, вы можете попытаться выяснить, насколько дети готовы приступать к занятиям. Это вопрос не только о знаниях, но и о психологическом и интеллектуальном состоянии, уровне физического развития: очень важно, чтобы дети не только умели сдерживать и канализировать эмоциональные проявления, выстраивая корректные отношения со сверстниками и взрослыми, не только умели запоминать материал и фиксировать внимание, но и были достаточно физически развиты и активны, а главное, здоровы для того, чтобы на равных с другими детьми учиться и играть.

ФГОС — федеральный государственный стандарт образования — устанавливает определенный список навыков, которым рекомендуется научить ребенка перед тем, как отвести его в школу. Некоторые школы используют этот рекомендательный стандарт для распределения детей по классам: наиболее подготовленные попадают в класс «А», дети с чуть меньшим количеством освоенных навыков — в «Б» и так далее, хотя универсального правила на этот счет нет, часто распределение происходит случайным образом.

Что касается функциональных ограничений, которые могут помешать учиться в обычной школе, это обычно выясняется во время психологической и медико-педагогической комиссии, по результатам которой родителям малыша могут дать особые рекомендации.

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

Обычно, когда речь заходит о поступлении в школу и подготовке к этому важному и решительному шагу, мы начинаем лихорадочно вбивать в ребенка умение считать и читать, учим выводить палочки и крючочки. Это важный элемент, благодаря которому первые дни и месяцы в школе для маленького человека будут куда менее сложным испытанием.

Но подготовка к школе этим не ограничивается — тем более что с точки зрения системы образования это как раз не общая, а специальная подготовка!

А есть еще и другая. Ребенок должен быть интеллектуально готов к занятиям, обладать соответствующим уровнем психологической устойчивости и другими важными качествами. Вот, например, усидчивость: многому ли можно научиться, если чадо не готово сидеть на месте больше 10 минут подряд или посреди занятий вскакивает и начинает бегать по классу? От того, сможет ли ваш мальчик или девочка завязать шнурки, надеть куртку перед прогулкой на продленке или снять её, наконец, готов ли он поднять руку и попроситься в туалет, зависит очень многое. И научиться отпрашиваться и сидеть на месте, спрашивать разрешения и просить, делиться и выслушивать то, что тебе не интересно, не менее важно, чем навыки счета или письма!

Есть пробелы? Адаптация займёт больше времени, учиться будет сложнее, а психологическая обстановка в классе — менее устойчивой. А представьте, что такой ученик не один, и у каждого свой уровень устойчивости и усидчивости, кто-то умеет читать и писать, а кто-то нет?! Поэтому важно убедиться в том, что серьезных пробелов в подготовке нет, а если и есть, то попытаться с ними справиться.

Готов ли ребенок к школе?

Чтобы понять, можно ли отводить чадо в первый класс, постарайтесь ответить на следующие вопросы, можно даже распечатать и отмечать галочками или плюсками усвоенные навыки.Для простоты разделим их на четыре группы.

  • Специальная готовность

Важно, чтобы ребенок умел писать все цифры и буквы, а главное — соотносил их между собой: «5» в тетрадке или прописи и пять пальцев — это одно и то же.

Хорошо, если он сможет прочитать несложное слово и знает, что оно значит.

Кроме того, важно уметь чертить и рисовать, правильно держать пишущие принадлежности и с их помощью уметь создавать простые фигуры и линии — как прямые, так и не очень.

Наконец, совсем хорошо, если ребенку известно, как ориентироваться в тетради, для чего нужны поля, сколько нужно отступать. Если он немного путается, не беда: достаточно объяснить сам принцип, а уж про клеточки и строчки всё расскажут на первых же занятиях, будьте спокойны.

  • Интеллектуальная готовность

Убедитесь, что ребенок может слушать учителя не менее чем на протяжении 20 минут, сможет зафиксировать сказанное ему простое предложение и воспроизвести его.

Важно уметь копировать изображение с доски без помощи и контроля взрослого.

Хорошо, если ребенок сможет найти в ряду предметов лишний и объяснить, почему это так, сможет решить простую задачу или повторить её условия, сумеет разгадать соответствующие возрасту загадки, понимает наличие или отсутствие связи между предметами и явлениями.

  • Психологическая готовность

Учеба в школе — это в том числе способность ребенка делать то, что ему говорят, вместо того, что ему хочется и нравится, следовать правилам поведения. Предполагается также, что ребенку хочется идти в школу и сам процесс обучения вызывает интерес.

Важно уметь работать в составе группы и понимать, что ребенок в классе не один, есть и другие дети, и учителю важно уделить внимание всем.

Также дети должны уметь самостоятельно одеваться и следить за своими вещами, уметь мыть руки, умываться, выполнять другие гигиенические процедуры, а при необходимости — обращаться за помощью к ответственному взрослому или сверстникам.

Важно научить будущего первоклассника спрашивать, если что-то непонятно, понимать, когда нужно обратиться за помощью и уметь её попросить, здороваться и прощаться. Очень важно уметь говорить «нет», причём в любом возрасте (некоторые дети не умеют отказывать даже в довольно зрелом возрасте и тянут это неумение с собой во взрослую жизнь).

  • Физическая готовность

Наконец, важно уметь держать себя в руках. В школе дети сидят за партами, поэтому важно уметь удерживать себя в этой локации не меньше 20 минут, не укладываясь на крышку стола или не пытаясь скрыться под ней.

Важно уметь соблюдать режим дня — вовремя ложиться, вставать, завтракать и обедать.

Научите ребенка ориентироваться в учебниках и тетрадках, пользоваться полями и отступами, объясните, как писать «в клеточку» и «в линеечку».

Если больше половины ответов утвердительные, значит, вы вполне готовы к школе! Если набирается меньше, возможно имеет смысл обратиться к логопеду, психологу или позаниматься с репетитором.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности