Умение разборчиво и грамотно писать — один из важных навыков, который осваивают дети в первом классе. Но одно дело взять ручку и впервые начать выводить буквы на строчках в свободном темпе, а другое — научиться делать это разборчиво и быстро. Не у всех детей получается оперативно и качественно развить этот навык. Рассказываем, что может «спугнуть» ребёнка в процессе обучения, как должно проходить правильное освоение навыка — и чем могут помочь родители.
Что может испортить постепенное развитие навыка?
Если родитель или педагог хотят, чтобы малыш начал писать быстрее, тогда главное — не торопить его. Как бы парадоксально это не звучало, но в этом случае скорость играет против самой себя. Чем активнее взрослые будут давить на ребёнка и ругать его за медлительность, тем сложнее ему будет научиться писать красиво и быстро. Более того: он может возненавидеть процесс письма в целом, потому что он будет ассоциироваться у него с неудачами и руганью.
Как должен проходить грамотный процесс обучения письму?
В первую очередь ребёнок должен просто научиться писать: выводить правильно буквы, грамотно переписывать слова, соблюдать пробелы и знаки препинания. В процессе письма задействован графомоторный навык, который можно развить только через регулярную проработку действий.
Если ребёнок будет регулярно выполнять письменные упражнения в своём темпе, то вскоре навык перейдёт из разряда ресурсозатратных действий, которые требуют полной концентрации, в автоматические движения. Важно, чтобы у малыша закрепился паттерн красивого и чёткого письма, который вырабатывается прежде скорости! Если сразу учить ребёнка писать быстро, то ждать красивых букв и аккуратного почерка в целом от него не стоит.
Чем могут помочь родители ребёнку в освоении навыка
Первое правило уже звучало в статье, но повторим его ещё раз для закрепления материала. Не торопите малыша, особенно если он делает задание не в классе, а дома, где нет строгих временных рамок, как на уроке. Если письмо — одна из проблемных задач для него, тогда добавьте к основным домашним заданиям дополнительные упражнения с прописями или другими форматами.
Обращайте внимание на общее состояние ребёнка и уровень его способностей к учебным процессам. Если обычно он всё быстро усваивает и осваивает, тогда, скорее всего, чуть позже он покорит и письмо, переживать повода нет. Но если он всегда долго погружается в материал и вырабатывает новые для себя навыки, тогда, возможно, ему нужна помощь с повышением обучаемости в первую очередь, а не проработка только одного навыка. Постарайтесь приучить его к чёткому режиму дня, проследите за физической активностью малыша, его рационом и количеством сна. Даже игры, которые любит ребёнок, полезно адаптировать под родительские задачи — например, чтобы улучшить его концентрацию на задачах и вещах или повысить скорость реакции. Конечно, без перегибов: давать ребенку играть — самая важная вещь в детстве в принципе.