Каждая национальная система образования формировалась в уникальных условиях, обусловленных историческим и культурным процессом, особенностями становления государственной системы. Даже в таких близких странах, как Швеция, Дания и Норвегия, без труда можно найти десятки различий на всех уровнях, от национального до местечкового. Предлагаем вам взглянуть на 7 интересных примеров из разных уголков земного шара!

Италия: 13 лет обучения и обязательная смена школ
Маленькие итальянцы ходят на учёбу 13 лет, не носят форму, пару раз меняют школу и избегают выпускных торжеств. В началке учатся пять лет, в 11 – перебираются в среднюю. В отличие от России, это другая школа с другими преподавателями и учениками, причём отсчёт идёт с 1 класса. Итальянцы убеждены, что подобная система учит школьника с младых ногтей приспосабливаться и избегать страха перемен.
Следом соотечественники Данте и да Винчи отправляются в лицей. 14 лет – возраст профилирования, нужно твёрдо и чётко понимать, куда хочешь идти дальше. Эта система не меняется уже 70 лет, хотя родительское сообщество твердит, что в таком возрасте рано принимать стратегические решения.
Франция: 20-балльная система оценок
У французов принято успехи школьников оценивать по двадцатибалльной системе. Зачем столько? Точность выше, необходимость в натягивании значительно меньше, чем в принятой у нас пятибалльной (на деле речь идёт о трёхбалльной).
Учебный год делится на два семестра. По итогам родители получают табель, суммирующий сведения о результатах ребёнка по вышеуказанной системе с округлением до сотых балла. Кроме того, тут же справочно есть результаты прошлого отчётного периода – так можно отследить динамику изменений.
Интересно, что даётся ещё и средний балл класса – чтобы понять, насколько хороши результаты на фоне остальных.
Япония: начало учебного года в апреле
Неволя для японской школьной братии начинается в 6 лет, причём в апреле: в местном министерстве просвещения убеждены, что весна – лучшее время для того, чтобы начать что-то новое.
Школа, как и в Италии, состоит из 3 ступеней – началки (6 лет), средней и старшей (по три года). Старшая школа необязательна, хотя 95% школьников исправно в неё ходят. Впрочем, у нации-трудоголика иначе и быть не может, недаром японских учащихся называют самыми загруженными: уже в 7-8 классе количество домашних заданий превышает мыслимые пределы.
Учебный период делится на 3 семестра – с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января по март. Каникулы чаще всего используют в качестве возможности поднатаскаться к экзаменационным испытаниям. Аналогично – над рабочими тетрадями – проходят и выходные. Экзамены стартуют в средней школе и проводятся несколько раз в год: это серьёзное испытание и мощный стрессобразующий фактор в жизни школяра.
Китай: летние каникулы длятся всего месяц
Китаец учится, пока живой. Оно и понятно: при бедственном перенаселении и вновь растущей рождаемости образование, желательно высшее – единственный шанс выбраться из беспросветной социальной бедности с единственной миской риса на день.
Средний китайский школяр встаёт в пять утра и приступает к самоподготовке. Затем, с восьми до четырёх, занятия в школе, а с четырёх до девяти – различные факультативы. Летние каникулы стартуют в августе и длятся всего до сентября, причём несколько дней отведены на обязательную самостоятельную подготовку, а ещё неделя – на работы в интересах общества (местная пионерия живёт по заветам Мао вместо Ленина, но суть неизменна: бесплатная рабсила на вторичных по значимости направлениях).
Великобритания: обучение хорошим манерам
Большая часть британских школ, не только частных – пансионы: дети там не только обучаются, но и живут. Отсюда распространённость кампусов, то есть огороженных территорий. В комплекте обязательно общежитие, учебный корпус, спортивный комплекс, нередко – библиотека, обсерватория или что-то иное.
Британские школы первой ступени уделяют значительное внимание общности и даже общинности, воспитательному моменту. Воспитание юных британских джентльменов и леди – привилегия элитарных частных школ с многовековой историей, но даже самые завалящие сельские учебные заведения вкладывают в ученика основы поведенческих норм. У английских тинейджеров устойчивая репутация самых драчливых и хулиганистых в Европе. Раньше с этим боролись при помощи ударов тростью и розгами, а сейчас – службами психологической помощи, отстранением от занятий и запиской родителям (по статистике, в 67% британских семей (!) в ходу всё та же трость или её младшие товарищи).
Финляндия: внимание к отстающим и расслабленная атмосфера
Три десятилетия назад национальная система обучения не числилась среди передовых, напротив, все почитали её отстающей и недостойной внимания. Финны засылали в разные страны Европы – от Франции до Советского Союза – комиссии и проводили обмены, выбирая из всех систем лучшее. А сейчас это передовая и одна из наиболее дружелюбных к маленькому человеку моделей, притом весьма эффективная!
Удивительно, но даже на международной арене критики в отношении финнов почти нет, а среди главных достоинств числят расслабленность и комфортность, отсутствие напрягов.
Критики, впрочем, считают её слишком расслабляющей. При всём прочем она построена на гуманистических началах, основанных на равном отношении, уважении, принципах товарищества. Основная цель – подравнять всех под некий средний и универсальный уровень (эта же идея лежит в основе финской хоккейной школы, кстати). Некоторые внутри страны, впрочем, не согласны с тем, что так правильно и разумно звучит.
США: самостоятельный выбор дисциплин для изучения
Предметы в школе в США подразделяются на видовые категории: гуманитарные науки, математика, точные, лингвистика, естественные, программирование и тому подобное. В каждой области старшеклассник должен набрать какое-то определённое количество баллов. К примеру, можно взять два базовых курса и в сумме получить минимально необходимые 10-20 баллов, или же взять продвинутый предмет и разом получить 30-40 баллов.
Превышать нормативы не воспрещается, а вот тем, кто не дотянул, не видать диплома о среднем образовании. Процесс образования, как и всё в стране, пронизано индивидуализмом. Даже оценки за контрольные работы не оглашаются перед всеми, а либо обсуждаются тет-а-тет, либо записываются в тетрадь или на листок с работой – и всё.
Раз в квартал или полгода ученик получает лист, на котором должны расписаться родители, при этом обратная связь не предусмотрена.