2025-07-15 17:11:10

Чем отличается среднее образование в разных странах?

Чем отличается среднее образование в разных странах?

Каждая национальная система образования формировалась в уникальных условиях, обусловленных историческим и культурным процессом, особенностями становления государственной системы. Даже в таких близких странах, как Швеция, Дания и Норвегия, без труда можно найти десятки различий на всех уровнях, от национального до местечкового. Предлагаем вам взглянуть на 7 интересных примеров из разных уголков земного шара!

Италия: 13 лет обучения и обязательная смена школ

Маленькие итальянцы ходят на учёбу 13 лет, не носят форму, пару раз меняют школу и избегают выпускных торжеств. В началке учатся пять лет, в 11 – перебираются в среднюю. В отличие от России, это другая школа с другими преподавателями и учениками, причём отсчёт идёт с 1 класса.  Итальянцы убеждены, что подобная система учит школьника с младых ногтей приспосабливаться и избегать страха перемен.

Следом соотечественники Данте и да Винчи отправляются в лицей. 14 лет – возраст профилирования, нужно твёрдо и чётко понимать, куда хочешь идти дальше. Эта система не меняется уже 70 лет, хотя родительское сообщество твердит, что в таком возрасте рано принимать стратегические решения.

Франция: 20-балльная система оценок

У французов принято успехи школьников оценивать по двадцатибалльной системе. Зачем столько? Точность выше, необходимость в натягивании значительно меньше, чем в принятой у нас пятибалльной (на деле речь идёт о трёхбалльной).

Учебный год делится на два семестра. По итогам родители получают табель, суммирующий сведения о результатах ребёнка по вышеуказанной системе с округлением до сотых балла. Кроме того, тут же справочно есть результаты прошлого отчётного периода – так можно отследить динамику изменений.

Интересно, что даётся ещё и средний балл класса – чтобы понять, насколько хороши результаты на фоне остальных.

Япония: начало учебного года в апреле

Неволя для японской школьной братии начинается в 6 лет, причём в апреле: в местном министерстве просвещения убеждены, что весна – лучшее время для того, чтобы начать что-то новое.

Школа, как и в Италии, состоит из 3 ступеней – началки (6 лет), средней и старшей (по три года). Старшая школа необязательна, хотя 95% школьников исправно в неё ходят. Впрочем, у нации-трудоголика иначе и быть не может, недаром японских учащихся называют самыми загруженными: уже в 7-8 классе количество домашних заданий превышает мыслимые пределы.

Учебный период делится на 3 семестра – с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января по март. Каникулы чаще всего используют в качестве возможности поднатаскаться к экзаменационным испытаниям. Аналогично – над рабочими тетрадями – проходят и выходные. Экзамены стартуют в средней школе и проводятся несколько раз в год: это серьёзное испытание и мощный стрессобразующий фактор в жизни школяра.

Китай: летние каникулы длятся всего месяц

Китаец учится, пока живой. Оно и понятно: при бедственном перенаселении и вновь растущей рождаемости образование, желательно высшее – единственный шанс выбраться из беспросветной социальной бедности с единственной миской риса на день.

Средний китайский школяр встаёт в пять утра и приступает к самоподготовке. Затем, с восьми до четырёх, занятия в школе, а с четырёх до девяти – различные факультативы. Летние каникулы стартуют в августе и длятся всего до сентября, причём несколько дней отведены на обязательную самостоятельную подготовку, а ещё неделя – на работы в интересах общества (местная пионерия живёт по заветам Мао вместо Ленина, но суть неизменна: бесплатная рабсила на вторичных по значимости направлениях).

Великобритания: обучение хорошим манерам

Большая часть британских школ, не только частных – пансионы: дети там не только обучаются, но и живут. Отсюда распространённость кампусов, то есть огороженных территорий. В комплекте обязательно общежитие, учебный корпус, спортивный комплекс, нередко – библиотека, обсерватория или что-то иное.

Британские школы первой ступени уделяют значительное внимание общности и даже общинности, воспитательному моменту. Воспитание юных британских джентльменов и леди – привилегия элитарных частных школ с многовековой историей, но даже самые завалящие сельские учебные заведения вкладывают в ученика основы поведенческих норм. У английских тинейджеров устойчивая репутация самых драчливых и хулиганистых в Европе. Раньше с этим боролись при помощи ударов тростью и розгами, а сейчас – службами психологической помощи, отстранением от занятий и запиской родителям (по статистике, в 67% британских семей (!) в ходу всё та же трость или её младшие товарищи).

Финляндия: внимание к отстающим и расслабленная атмосфера

Три десятилетия назад национальная система обучения не числилась среди передовых, напротив, все почитали её отстающей и недостойной внимания. Финны засылали в разные страны Европы – от Франции до Советского Союза – комиссии и проводили обмены, выбирая из всех систем лучшее. А сейчас это передовая и одна из наиболее дружелюбных к маленькому человеку моделей, притом весьма эффективная!

Удивительно, но даже на международной арене критики в отношении финнов почти нет, а среди главных достоинств числят расслабленность и комфортность, отсутствие напрягов.

Критики, впрочем, считают её слишком расслабляющей. При всём прочем она построена на гуманистических началах, основанных на равном отношении, уважении, принципах товарищества. Основная цель – подравнять всех под некий средний и универсальный уровень (эта же идея лежит в основе финской хоккейной школы, кстати). Некоторые внутри страны, впрочем, не согласны с тем, что так правильно и разумно звучит.

США: самостоятельный выбор дисциплин для изучения

Предметы в школе в США подразделяются на видовые категории: гуманитарные науки, математика, точные, лингвистика, естественные, программирование и тому подобное. В каждой области старшеклассник должен набрать какое-то определённое количество баллов. К примеру, можно взять два базовых курса и в сумме получить минимально необходимые 10-20 баллов, или же взять продвинутый предмет и разом получить 30-40 баллов.

Превышать нормативы не воспрещается, а вот тем, кто не дотянул, не видать диплома о среднем образовании. Процесс образования, как и всё в стране, пронизано индивидуализмом. Даже оценки за контрольные работы не оглашаются перед всеми, а либо обсуждаются тет-а-тет, либо записываются в тетрадь или на листок с работой – и всё.

Раз в квартал или полгода ученик получает лист, на котором должны расписаться родители, при этом обратная связь не предусмотрена.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности