Об интегральных оценках школьного аттестата власти заговорили ещё в декабре 2024 года, от чиновников до президента — идея заинтересовала и вдохновила многих. Если вы, как и многие, не до конца разобрались, а что это вообще такое и зачем, тогда давайте сделаем это вместе.
Кто поддержал идею с новым показателем оценивания?
Кроме самого автора, главы СПЧ Валерия Фадеева, и президента, идея о новой оценке в аттестате школьников понравилась:
- Ольге Васильевой, президенту Российской академии образования,
- Яне Лантратовой, депутату Госдумы,
- Дмитрию Чернышенко, вице-премьеру РФ.
Представители образовательного сектора отметили, что интегральная оценка — более грамотный подход к учёту достижений и успехов ученика к концу школы в целом. Однако процесс её вычисления не так прост, как кажется на первый взгляд — возможно, именно из-за отсутствия подходящего механизма вычисления её и не вводили в школах ранее.
Как высчитывают интегральные оценки?
В этом вопросе нам поможет школьный курс алгебры, в котором нам рассказывали про интегралы и их свойства. По сути, всё просто: несколько оценок и внешних показателей ученика суммируются, после чего выделяется общий балл. Да, есть сходство со средним баллом аттестата, который есть сейчас, но в случае с интегралом зона оценивания расширяется: в ней учитываются не только итоговые работы школьников, но и их текущая успеваемость, а ещё поведение и посещаемость уроков.
Процесс выделения интегральной оценки достаточно сложный и многоступенчатый, ведь важно интегрировать грамотно, чтобы в результате ученики получили честную оценку за свою учебную деятельность. Поэтому сегодня такой практики в школах нет, а в вузах она хоть и существует, но в ограниченном количестве и не везде.
Важно сделать оговорку об интегральной оценке, которую предлагают власти! В их идее интегральная оценка более схожа с классическим средним баллом, чем в математическом подходе: Валерий Фадеев говорит об учёте оценок по всем предметам за несколько учебных четвертей и полугодий. При таком подходе всё ещё не учитываются более глубокие показатели.
Чем такой формат будет полезен школьникам?
Если интегральную оценку введут в школах, тогда абитуриенты вузов смогут добавить в своё заявление либо дополнительное достижение, либо дополнительную оценку наравне с баллами за ЕГЭ. Сейчас власти рассматривают оба варианта внедрения подобного оценивания.
А есть ли риски?
Некоторые эксперты считают, что такой подход в перспективе негативно скажется на общей успеваемости учеников. Одним из побочных эффектов внедрения интегральной оценки они называют коррупцию в школах. Кроме этого, станет явно заметна разница качества образовательных уровней между школами в разных регионах и городах. На аттестате школьников может отразиться и субъективное отношение педагогов.
Ещё из возможных рисков:
- Повышение нагрузки для учителей, которым нужно будет пересматривать учебные планы и внедрять дополнительные занятия,
- Повышение нагрузки для школьников, которым нужно будет не только готовиться к ЕГЭ и поступлению, но и строго следить за успеваемостью по непрофильным для них предметам.
Как будет обсуждаться и реализовываться проект интегральной оценки в будущем, узнаем уже весной этого года, а пока, абитуриенты и их родители, вы можете спокойно готовиться к поступлению в вузы в привычном формате.