Тайм-менеджмент — это популярная практика оптимизации своего времени. Научиться этому может каждый, а полезным такой навык будет не только для взрослых или студентов, но и для школьников: для эффективного совмещения школьных и дополнительных занятий, спортивных секций и всего того, чем до предела насыщена жизнь современного школьника.
Сегодня мы решили рассказать о некоторых инструментах, позволяющих научиться управлять временем эффективно.
Почему школьникам не хватает времени?
Нерешаемых проблем нет: если вы не видите пути решения, значит либо недостаточно компетентны и нуждаетесь в помощи специалиста, либо (что случается гораздо чаще) просто не разобрались в причинах. Часто нехватку свободного времени у детей списывают на домашку (никто не спорит, её много) или многочисленные дополнительные занятия. Иногда всё настолько плохо, что у бедолаг нет даже времени на прогулки и сон, что выливается в хроническую усталость и апатию, утрату интереса ко всему.
Однако на деле — даже при максимальной загруженности! — все объяснения часто сводятся к нескольким причинам:
- ребенок слишком много времени тратит на домашние задания, потому что часто отвлекается или испытывает трудности с освоением материала;
- ребенок слишком много времени уделяет электронным игрушкам, интернету или переписке в соцсетях;
- в семье в принципе принято откладывать дела на потом;
- у ребенка СДВГ — расстройство психологического характера, оказывающее негативное влияние на способность концентрироваться на тех или иных задачах и вопросах.
Все эти факторы можно устранить — как собственными силами, так и обратившись к профессионалам за помощью. В 70% случаев поможет обучение детей навыкам тайм-менеджмента.
С какого возраста ребенка можно учить планировать свою жизнь?
Для того, чтобы что-то планировать, нужна мотивация. Первое такое событие в жизни ребенка — школа, поэтому как начинаете готовиться к школе, можно смело начать тренироваться управлять и повелевать временем.
Начните с самого простого — напишите простейший план какого-то дела или список дел на день. Ключевой момент тут — последовательность: она может быть хронологической или учитывать приоритет.
Если ребенок пока не умеет читать — не беда! Дела можно обозначать фотографиями или рисунками: вы же можете нарисовать щетку с зубной пастой, прогулку с игрой в мячик, уборку или одежду? Идеально, если это будут стикеры — тогда вы сможете просто наклеивать их на некое поле или, например, на дверцу холодильника.
А теперь самое важное: пусть ребенок делает обычные дела, а вы будете отмечать время, за которое он справляется с задачей. Если все вышло, предложите ему улучшить хронометраж, но не увлекайтесь: главное — реализм, чувство удовлетворения и независимости. Со временем ваша помощь как арбитра уже не потребуется, он всему научится сам — и ставить задачи, и контролировать их выполнение, и отмерять время.
Как решать проблемы эффективно?
Все люди уникальны, тем более дети, поэтому универсальной инструкции по планированию не существует. На самом деле источником проблем с концентрацией внимания может стать как психологическая, так и эмоциональная составляющая. Поэтому если дети явно не тянут материал, не спешите критиковать или ругать — возможно, лучше он просто не умеет.
Есть несколько простых советов, позволяющих повысить продуктивность работы.
- Определите оптимальное время
Некоторым детям нужно отдохнуть после школы, другие, напротив, держатся в тонусе час-два часа после того, как приходят с занятий, а затем начинают зевать, клевать носом — и продуктивность неудержимо снижается. Есть те, на кого рабочее настроение нападает поздно вечером после уроков, в то время как другим, наоборот, лучше работается по утрам.
- Отсекайте лишнее
Уберите телефон и выключите Интернет. Телевизор и радио также не способствуют концентрации внимания — они будут мешать и отвлекать: даже если содержимое программы ребенку неинтересно, он будет лихорадочно цепляться хотя бы за что-то, что не уроки.
- Делайте наглядно
Проще всего сделать план в специальном приложении, но для детей эффективнее будет бумажный: написанный от руки или напечатанный, со стикерами или полосками, которые можно закрашивать по мере выполнения задания, он будет наглядно показывать ваши с ребенком (или его) планы.
- Наладьте режим
Режим дня ребенка должен подразумевать не менее 8 часов сна и приемы пищи в строго отведенное время. От этих базовых отметок и интервалов вы и будете «плясать», составляя расписание.
- Делайте сложное простым («ешьте слона по кусочкам»)
Подготовиться к контрольной — это сложно и непонятно. Разделите эту задачу на несколько посильных, распишите отдельно номера упражнений, которые нужно сделать, список правил для повтора и так далее. Ребенок будет выполнять всё это поэтапно, будет видеть прогресс, так что подсознательно дело будет даваться легче и проще.
Тайм-менеджмент для школьников: ключевые моменты
Управление временем не равно способности выполнить максимум за минимум времени. Вовсе нет! Это искусство выделять главное, заниматься точечным планированием и не размениваться по мелочам. Чтобы использовать свое время максимально эффективно, мы советуем:
- научиться организовывать свое рабочее пространство так, чтобы ничто не отвлекало ребенка от приоритетной на данный момент задачи,
- двигаться от сложного к простому — сначала делаем то, что не нравится и занимает больше всего времени,
- составлять свой список дел загодя, чтобы уже с утра идти чётко по графику.
Все это позволяет не только повысить качество работы, но и освободить время для сна и развлечений, прогулок и общения.
Какие практические приемы тайм-менеджмента стоит освоить школьникам?
- Прежде всего список нужно визуализировать — писать или рисовать. Чтобы показать, как это проще сделать, а заодно убедить в эффективности, воспользуйтесь на первый раз хитростью — предложите составить список новогодних или «деньрожденьских» подарков.
- Есть дела, которые вы выполняете изо дня в день. Для них можно сделать удобную табличку и заполнять при помощи стикеров, цветных меток или других визуально понятных меток.
Два упражнения по тайм-менеджменту
Для тренировки мы рекомендуем два простых упражнения.
- Первое довольно простое, оно позволяет выработать чувство времени. Вам нужно установить временной промежуток — например, четверть часа — и поставить задачу, которую ребенок должен выполнить в течение этого времени. Пускай начнёт делать по команде, а вы поставьте таймер; его же задача — закончить, когда, по его мнению, отведенный срок выйдет.
- Второе упражнение чуть сложнее, оно основано на карточках Эйзенхауэра и требует внимания и критического подхода. Придумайте четыре задачи и предложите ребенку рассортировать их по приоритету, а потом попросите аргументировать свой выбор.
Помощь родителей
Как и любое совместное дело, помочь родителей в освоении управлением времени может сблизить вас с ребенком. Начните с совместного планирования и постепенно сводите свое участие к минимуму, приходите на помощь, но только по запросу. Ваша задача — помочь ребенку научиться управлять своим временем так, чтобы каждую минуту проводить с максимальной эффективностью. Тут может помочь родительский пример — покажите сыну или дочери свой планнер (не важно, заполняете ли вы его по старинке, пользуетесь гугл-календарем или приложением, или всё сводится к стикерам с задачами), можете даже посоветоваться и обсудить общие планы.
И помните, что имеете дело с ребенком, поэтому планы и задачи должны иметь реальные масштабы и горизонты!