2025-07-15 16:11:45

Базовый тайм-менеджмент для школьника: как все успевать в школе?

Тайм-менеджмент — это популярная практика оптимизации своего времени. Научиться этому может каждый, а полезным такой навык будет не только для взрослых или студентов, но и для школьников: для эффективного совмещения школьных и дополнительных занятий, спортивных секций и всего того, чем до предела насыщена жизнь современного школьника.

Сегодня мы решили рассказать о некоторых инструментах, позволяющих научиться управлять временем эффективно.

Почему школьникам не хватает времени?

Нерешаемых проблем нет: если вы не видите пути решения, значит либо недостаточно компетентны и нуждаетесь в помощи специалиста, либо (что случается гораздо чаще) просто не разобрались в причинах. Часто нехватку свободного времени у детей списывают на домашку (никто не спорит, её много) или многочисленные дополнительные занятия. Иногда всё настолько плохо, что у бедолаг нет даже времени на прогулки и сон, что выливается в хроническую усталость и апатию, утрату интереса ко всему.

Однако на деле — даже при максимальной загруженности! — все объяснения часто сводятся к нескольким причинам:

  • ребенок слишком много времени тратит на домашние задания, потому что часто отвлекается или испытывает трудности с освоением материала;
  • ребенок слишком много времени уделяет электронным игрушкам, интернету или переписке в соцсетях;
  • в семье в принципе принято откладывать дела на потом;
  • у ребенка СДВГ — расстройство психологического характера, оказывающее негативное влияние на способность концентрироваться на тех или иных задачах и вопросах.

Все эти факторы можно устранить — как собственными силами, так и обратившись к профессионалам за помощью. В 70% случаев поможет обучение детей навыкам тайм-менеджмента.

С какого возраста ребенка можно учить планировать свою жизнь?

Для того, чтобы что-то планировать, нужна мотивация. Первое такое событие в жизни ребенка — школа, поэтому как начинаете готовиться к школе, можно смело начать тренироваться управлять и повелевать временем.

Начните с самого простого — напишите простейший план какого-то дела или список дел на день. Ключевой момент тут — последовательность: она может быть хронологической или учитывать приоритет.

Если ребенок пока не умеет читать — не беда! Дела можно обозначать фотографиями или рисунками: вы же можете нарисовать щетку с зубной пастой, прогулку с игрой в мячик, уборку или одежду? Идеально, если это будут стикеры — тогда вы сможете просто наклеивать их на некое поле или, например, на дверцу холодильника.

А теперь самое важное: пусть ребенок делает обычные дела, а вы будете отмечать время, за которое он справляется с задачей. Если все вышло, предложите ему улучшить хронометраж, но не увлекайтесь: главное — реализм, чувство удовлетворения и независимости. Со временем ваша помощь как арбитра уже не потребуется, он всему научится сам — и ставить задачи, и контролировать их выполнение, и отмерять время.

Как решать проблемы эффективно?

Все люди уникальны, тем более дети, поэтому универсальной инструкции по планированию не существует. На самом деле источником проблем с концентрацией внимания может стать как психологическая, так и эмоциональная составляющая. Поэтому если дети явно не тянут материал, не спешите критиковать или ругать — возможно, лучше он просто не умеет.

Есть несколько простых советов, позволяющих повысить продуктивность работы.

  • Определите оптимальное время

Некоторым детям нужно отдохнуть после школы, другие, напротив, держатся в тонусе час-два часа после того, как приходят с занятий, а затем начинают зевать, клевать носом — и продуктивность неудержимо снижается. Есть те, на кого рабочее настроение нападает поздно вечером после уроков, в то время как другим, наоборот, лучше работается по утрам.

  • Отсекайте лишнее

Уберите телефон и выключите Интернет. Телевизор и радио также не способствуют концентрации внимания — они будут мешать и отвлекать: даже если содержимое программы ребенку неинтересно, он будет лихорадочно цепляться хотя бы за что-то, что не уроки.

  • Делайте наглядно

Проще всего сделать план в специальном приложении, но для детей эффективнее будет бумажный: написанный от руки или напечатанный, со стикерами или полосками, которые можно закрашивать по мере выполнения задания, он будет наглядно показывать ваши с ребенком (или его) планы.

  • Наладьте режим

Режим дня ребенка должен подразумевать не менее 8 часов сна и приемы пищи в строго отведенное время. От этих базовых отметок и интервалов вы и будете «плясать», составляя расписание.

  • Делайте сложное простым («ешьте слона по кусочкам»)

Подготовиться к контрольной — это сложно и непонятно. Разделите эту задачу на несколько посильных, распишите отдельно номера упражнений, которые нужно сделать, список правил для повтора и так далее. Ребенок будет выполнять всё это поэтапно, будет видеть прогресс, так что подсознательно дело будет даваться легче и проще.

Тайм-менеджмент для школьников: ключевые моменты

Управление временем не равно способности выполнить максимум за минимум времени. Вовсе нет! Это искусство выделять главное, заниматься точечным планированием и не размениваться по мелочам. Чтобы использовать свое время максимально эффективно, мы советуем:

  • научиться организовывать свое рабочее пространство так, чтобы ничто не отвлекало ребенка от приоритетной на данный момент задачи,
  • двигаться от сложного к простому — сначала делаем то, что не нравится и занимает больше всего времени,
  • составлять свой список дел загодя, чтобы уже с утра идти чётко по графику.

Все это позволяет не только повысить качество работы, но и освободить время для сна и развлечений, прогулок и общения.

Какие практические приемы тайм-менеджмента стоит освоить школьникам?

  • Прежде всего список нужно визуализировать — писать или рисовать. Чтобы показать, как это проще сделать, а заодно убедить в эффективности, воспользуйтесь на первый раз хитростью — предложите составить список новогодних или «деньрожденьских» подарков.
  • Есть дела, которые вы выполняете изо дня в день. Для них можно сделать удобную табличку и заполнять при помощи стикеров, цветных меток или других визуально понятных меток.

Два упражнения по тайм-менеджменту

Для тренировки мы рекомендуем два простых упражнения.

  1. Первое довольно простое, оно позволяет выработать чувство времени. Вам нужно установить временной промежуток — например, четверть часа — и поставить задачу, которую ребенок должен выполнить в течение этого времени. Пускай начнёт делать по команде, а вы поставьте таймер; его же задача — закончить, когда, по его мнению, отведенный срок выйдет.
  2. Второе упражнение чуть сложнее, оно основано на карточках Эйзенхауэра и требует внимания и критического подхода. Придумайте четыре задачи и предложите ребенку рассортировать их по приоритету, а потом попросите аргументировать свой выбор.

Помощь родителей

Как и любое совместное дело, помочь родителей в освоении управлением времени может сблизить вас с ребенком. Начните с совместного планирования и постепенно сводите свое участие к минимуму, приходите на помощь, но только по запросу. Ваша задача — помочь ребенку научиться управлять своим временем так, чтобы каждую минуту проводить с максимальной эффективностью. Тут может помочь родительский пример — покажите сыну или дочери свой планнер (не важно, заполняете ли вы его по старинке, пользуетесь гугл-календарем или приложением, или всё сводится к стикерам с задачами), можете даже посоветоваться и обсудить общие планы.

И помните, что имеете дело с ребенком, поэтому планы и задачи должны иметь реальные масштабы и горизонты!

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности