2025-07-15 13:01:39

70% педагогов России считают: без услуг репетитора не обойтись

70% педагогов России считают: без услуг репетитора не обойтись

Власти и общество имеют прямо противоположные взгляды на занятия с репетиторами: если Минобр устами руководителя профильного надзорного ведомства говорит о необходимости вернуть репетиторов в школы обычными учителями, строит амбициозные планы по их замене некими виртуальными репетиторами (возможно, даже с использованием ИИ!), то почти 70% школьных учителей убеждены: без репетиторства успехов в учебе и особенно на экзаменах не видать. Схожей точки зрения придерживается также половина родителей и сопоставимое количество школьников.

Такие цифры приводит платформа «Дневник.ру»: они провели масштабное исследование с участием более чем 21 тысячи человек (из них ~2300 педагогов, втрое большее число родителей, а остальные — школьники). Цифры довольно занятны:

  • Среди 70% сторонников репетиторства среди педагогов 22% считают, что нужды в этом нет, а оставшиеся ~10% не сумели определиться с ответом,
  • При этом более трети (37%) учителей в свободное от занятий время и сами не брезгуют дополнительными занятиями.
  • Что касается родителей, то 27,5% считают, что школьных уроков более чем достаточно для того, чтобы быть умничкой и молодцом, а почти 18% затруднились с ответом.

Основные причины, по которым родители обращаются к репетиторам — возможность работать в своём темпе, заниматься углубленно по каким-то важным темам, вызывающим трудности, индивидуальная работа. Важный нюанс: на уроках с частным преподавателем обычно царит атмосфера комфорта и взаимопонимания, поэтому дети чувствуют себя более уверенно и занимаются лучше. С этим, кстати, согласны и ученики: до 40% принявших участие в опросе детей и подростков отмечали, что благодаря занятиям с репетитором ощущают себя более уверенно и лучше разбираются в материале, растёт успеваемость и даже общая эрудиция.

Чаще всего нанимают репетиторов по английскому и другим иностранным языкам — на них приходится четверть от общего числа — а также по математике и русскому (суммарно они «берут» ещё 40% рынка).

Почему репетиторство становится выходом?

  • Учителя в ходе опроса часто жаловались на огромную нагрузку, не связанную непосредственно с учёбой и отбирающую колоссальные ресурсы и у них, и у детей.
  • Родители отмечают, что школьная программа велика, но при этом архаична, большая часть преподаваемого материала обладает низкой или нулевой ценностью в плоскости экзаменов, не говоря уже о реальной жизни. Получается парадокс — из-за этой полезной-бесполезной нагрузки дети не успевают толком освоить школьную программу и вынуждены заниматься самостоятельно или обращаться к репетитору.
  • Дети это понимают, но в то же время сетуют на то, что очень много зависит от личных качеств и мотивации преподавателя: если ему важно, чтобы тему поняли, он приложит к этому все усилия и будет изо всех сил мотивировать своих подопечных не лениться и учиться. Если нет — то без шансов, спасают только репетиторы.
  • Чиновники от образования, впрочем, претензии системного характера отвергают. В январском интервью руководитель Рособрнадзора Музаев, в частности, заявил, что просто нужно к экзаменам готовиться не пару месяцев, а всё 11 лет. И перебросил мяч на сторону родителей, де-факто обвинив их в том, что они не учат детей работать со временем, недостаточно мотивируют и контролируют.

Но вот что школа архаична и не учит тайм-менеджменту — это почти что факт. Родителей управлять временем также никто и никогда не учил. А без тайм-менеджмента не получится правильно распределить время должным образом, а следовательно, и подготовиться к сдаче экзаменов без дополнительных инвестиций в репетитора. Такой вот замкнутый круг получается.

Наибольшие трудности у детей традиционно вызывают точные науки: физика, геометрия, алгебра, в несколько меньшей степени — химия, а также иностранные языки. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что высокие результаты школьников без кружков, клубов и занятий с репетиторами практически невозможны. Да и сами учителя часто советуют заниматься дополнительно, поскольку не уверены в собственных силах или просто не горят желанием отвечать за предсказуемо низкие результаты школьников.

А откуда взяться высоким? Российская школа по-прежнему работает в парадигме Макаренко, системы всеобуча. Но то, что было хорошо в условиях послевоенной разрухи и практически тотальной безграмотности, в XXI веке вызывает вопросы. Современная школа активно использует индивидуализацию академического трека, стремится обеспечить личные потребности, особенности каждого школьника: у каждого ребенка свой темп обучения, не говоря уже о способностях. При этом «ножи» ОГЭ и ЕГЭ все равно установлены на одинаковой высоте.

Добавим к этому ещё одно противоречие. С одной стороны, государственные экзамены представляют собой итоговый срез знаний, с другой — учебная программа в принципе не заточена на повторение и качество проверок, а учителя не занимаются выявлением пробелов в знаниях учащихся. И это даёт честный и предсказуемый ответ на вопрос «нужны ли школьникам репетиторы?».

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности