Власти и общество имеют прямо противоположные взгляды на занятия с репетиторами: если Минобр устами руководителя профильного надзорного ведомства говорит о необходимости вернуть репетиторов в школы обычными учителями, строит амбициозные планы по их замене некими виртуальными репетиторами (возможно, даже с использованием ИИ!), то почти 70% школьных учителей убеждены: без репетиторства успехов в учебе и особенно на экзаменах не видать. Схожей точки зрения придерживается также половина родителей и сопоставимое количество школьников.

Такие цифры приводит платформа «Дневник.ру»: они провели масштабное исследование с участием более чем 21 тысячи человек (из них ~2300 педагогов, втрое большее число родителей, а остальные — школьники). Цифры довольно занятны:
- Среди 70% сторонников репетиторства среди педагогов 22% считают, что нужды в этом нет, а оставшиеся ~10% не сумели определиться с ответом,
- При этом более трети (37%) учителей в свободное от занятий время и сами не брезгуют дополнительными занятиями.
- Что касается родителей, то 27,5% считают, что школьных уроков более чем достаточно для того, чтобы быть умничкой и молодцом, а почти 18% затруднились с ответом.
Основные причины, по которым родители обращаются к репетиторам — возможность работать в своём темпе, заниматься углубленно по каким-то важным темам, вызывающим трудности, индивидуальная работа. Важный нюанс: на уроках с частным преподавателем обычно царит атмосфера комфорта и взаимопонимания, поэтому дети чувствуют себя более уверенно и занимаются лучше. С этим, кстати, согласны и ученики: до 40% принявших участие в опросе детей и подростков отмечали, что благодаря занятиям с репетитором ощущают себя более уверенно и лучше разбираются в материале, растёт успеваемость и даже общая эрудиция.
Чаще всего нанимают репетиторов по английскому и другим иностранным языкам — на них приходится четверть от общего числа — а также по математике и русскому (суммарно они «берут» ещё 40% рынка).
Почему репетиторство становится выходом?
- Учителя в ходе опроса часто жаловались на огромную нагрузку, не связанную непосредственно с учёбой и отбирающую колоссальные ресурсы и у них, и у детей.
- Родители отмечают, что школьная программа велика, но при этом архаична, большая часть преподаваемого материала обладает низкой или нулевой ценностью в плоскости экзаменов, не говоря уже о реальной жизни. Получается парадокс — из-за этой полезной-бесполезной нагрузки дети не успевают толком освоить школьную программу и вынуждены заниматься самостоятельно или обращаться к репетитору.
- Дети это понимают, но в то же время сетуют на то, что очень много зависит от личных качеств и мотивации преподавателя: если ему важно, чтобы тему поняли, он приложит к этому все усилия и будет изо всех сил мотивировать своих подопечных не лениться и учиться. Если нет — то без шансов, спасают только репетиторы.
- Чиновники от образования, впрочем, претензии системного характера отвергают. В январском интервью руководитель Рособрнадзора Музаев, в частности, заявил, что просто нужно к экзаменам готовиться не пару месяцев, а всё 11 лет. И перебросил мяч на сторону родителей, де-факто обвинив их в том, что они не учат детей работать со временем, недостаточно мотивируют и контролируют.
Но вот что школа архаична и не учит тайм-менеджменту — это почти что факт. Родителей управлять временем также никто и никогда не учил. А без тайм-менеджмента не получится правильно распределить время должным образом, а следовательно, и подготовиться к сдаче экзаменов без дополнительных инвестиций в репетитора. Такой вот замкнутый круг получается.
Наибольшие трудности у детей традиционно вызывают точные науки: физика, геометрия, алгебра, в несколько меньшей степени — химия, а также иностранные языки. Статистика неумолимо свидетельствует о том, что высокие результаты школьников без кружков, клубов и занятий с репетиторами практически невозможны. Да и сами учителя часто советуют заниматься дополнительно, поскольку не уверены в собственных силах или просто не горят желанием отвечать за предсказуемо низкие результаты школьников.
А откуда взяться высоким? Российская школа по-прежнему работает в парадигме Макаренко, системы всеобуча. Но то, что было хорошо в условиях послевоенной разрухи и практически тотальной безграмотности, в XXI веке вызывает вопросы. Современная школа активно использует индивидуализацию академического трека, стремится обеспечить личные потребности, особенности каждого школьника: у каждого ребенка свой темп обучения, не говоря уже о способностях. При этом «ножи» ОГЭ и ЕГЭ все равно установлены на одинаковой высоте.
Добавим к этому ещё одно противоречие. С одной стороны, государственные экзамены представляют собой итоговый срез знаний, с другой — учебная программа в принципе не заточена на повторение и качество проверок, а учителя не занимаются выявлением пробелов в знаниях учащихся. И это даёт честный и предсказуемый ответ на вопрос «нужны ли школьникам репетиторы?».