2025-07-10 17:07:49

6 признаков того, что ваш ребенок готов к школе

Когда приходит время записывать ребенка в первый класс, родителей обычно охватывает волнение. Вопрос о готовности к школе становится одним из самых частых и тревожных, ведь хочется, чтобы старт в школьной жизни был не в тягость, а приносил радость и уверенность. И дело здесь вовсе не в том, чтобы ребенок уже умел бегло читать и решать задачи. Готовность к школе — это гораздо шире, чем просто знание букв и цифр.

Чтобы понять, стоит ли малышу уже отправляться за парту или лучше повременить, специалисты советуют оценивать несколько важных признаков. И, что особенно важно, смотреть на картину в целом, а не выдергивать отдельные умения.

Почему недостаточно научить ребенка читать и считать?

Многие родители по привычке считают: раз ребенок знает буквы, складывает цифры и пишет печатные буквы — значит, пора в школу. Но на деле все не так однозначно, ведь школьная жизнь — это не только уроки, а еще и общение со сверстниками, подчинение правилам, необходимость долго сидеть на месте, слушать и выполнять инструкции. Если у ребенка плохо развиты эти навыки, обучение быстро превратится в стресс. Поэтому психологи выделяют шесть составляющих готовности, которые стоит оценить заранее.

Первое — мотивация

Если ребенок боится школы или категорически не хочет туда идти, стоит понять, в чем дело. Возможно, ему уже кто-то рассказал страшные истории, или он переживает, что будет скучать без мамы, а может, просто не знает, что такое школа и чего там ждать. В этом случае хорошо помогают разговоры о собственных школьных годах, рассказы о переменах, друзьях, школьных праздниках. Можно вместе почитать книги о первоклассниках или сходить на экскурсию в ближайшую школу.

Второе — умение жить по правилам

В классе не получится бесконечно перебивать учителя или вставать с места, когда вздумается. Чтобы ребенку было проще привыкнуть к новому режиму, уже в детском саду или дома стоит развивать навык следовать правилам. Это можно делать в форме игр: например, настольные игры отлично учат ждать своей очереди, выполнять условия, не расстраиваться из-за проигрыша, а сюжетные игры вроде «школы» помогают примерить на себя разные роли.

Третье — интеллектуальная готовность

Здесь дело не в том, чтобы ребенок в шесть лет умел умножать столбиком — гораздо важнее, чтобы он умел задавать вопросы, разбирался в причинах явлений, проявлял любопытство. Полезно, если малыш может самостоятельно пересказать историю, выразить свою мысль, рассуждать — это говорит о готовности к усвоению нового материала.

А вот чересчур раннее и интенсивное обучение может, наоборот, отбить интерес к учебе! Так что не усердствуйте с многочисленными «развивашками».

Четвертое — физическое состояние

В начальной школе занятия длятся 30–45 минут, и неподготовленному ребенку выдержать это сложно. Бывает, что малыш быстро устает, жалуется на спину или начинает вертеться после десяти минут на месте. Это может говорить о слабом мышечном корсете. Здесь помогут активные прогулки, подвижные игры, детская гимнастика.

Обратить внимание стоит и на зрение, и на слух — иногда именно они мешают ребенку сосредоточиться.

Пятое — речь

К первому классу ребенок должен достаточно свободно излагать свои мысли: он может пересказать коротенькую сказку, подробно рассказать о прошедшем дне, объяснить, что его расстроило или обрадовало. Если у малыша есть серьезные проблемы с речью — например, не выговаривает звуки или путает слова, — лучше заранее пройти обследование у логопеда: это помогает избежать трудностей с чтением, письмом и общением в школе.

Шестое — умение концентрироваться

Дошкольник обычно способен удерживать внимание в среднем 12–18 минут (и это максимум!), но в школе придется слушать уроки гораздо дольше. Стоит заранее приучать ребенка к заданиям, которые требуют сосредоточенности: это могут быть раскраски, конструкторы, пазлы. Полезно вместе смотреть мультфильмы или детские фильмы, а потом обсуждать сюжет, вспоминать детали.

Как понять, что ребенок пока не готов

Если ребенок не может сосредоточиться даже на десять минут, не умеет сам одеваться или есть, путается в пространстве, не ориентируется во времени, с трудом прыгает на одной ноге, не ловит мяч — это повод задуматься. Такие признаки говорят о том, что малышу может быть тяжело в школе, особенно если при этом наблюдаются проблемы с речью или постоянные жалобы на скуку и нежелание что-либо делать.

В этом случае лучше не торопиться, а заняться подготовкой: поговорить со специалистами, пройти обследование, при необходимости откорректировать режим и физическую активность. Школа — это важный этап в жизни ребенка, и стоит начать его, когда малыш действительно к этому готов.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности