Помните, какие уроки были в академии Пана Кляксы? А как и чему учат мексиканцев или непальцев? К примеру, в швейцарских школах учат ПДД, а разрешение на вождение велосипеда следует получать в полиции. В не так уж далеко расположенных Нидерландах, стране тотальной велосипедизации, ничего подобного и в помине нет, хотя даже самый маленький голландец не покидает седла двухколёсного коня. Англичане учат выживать в лесу и других условиях дикой природы, а австралийцы – медитации.
Эмоциональная осознанность, урбанистика, уроки садоводчества, серфинга и медитации – школы мира предлагают ученикам разные предметы, которые и не снились советским и российским детям. Эти специфические дисциплины связаны с национальными особенностями и уровнем общественного развития.
В нашем сегодняшнем материале – о необычных уроках из Израиля, Голландии, Германии и ряда других стран.

Австралия: медиаторство и медитация
На этих занятиях, длящихся 40 минут и приводящихся под контролем специалистов, обучают разбираться в своих конфликтах и преодолевать агрессию, тренируют дыхание, учат успокаиваться, фокусируясь на позитивных словах и практиках.
Другим направлением является перевод агрессии в конструктивное и созидательное русло. Школьники в возрасте 10-12 лет сублимируют насилие посредством предпринимательских практик, совмещённых с волонтерством. Как пример, они могут приобрести органические фермерские продукты, расфасовать и реализовать в розницу, а вырученные средства отправить в сиротский приют в Бирме.
Ежегодно дети, оканчивающие программу средней школы, едут в «путешествие помощи», в ходе которого две-три недели трудятся в сиротском приюте, оказывая помощь в ремонте здания и огородных делах.
США, Нью-Йорк: CEO и исследования
«У нас есть приятный предмет – Exploration (Исследование). Он предполагает изучение разных сфер и носит абсолютно прикладной характер. Дети всем классом выезжают в разные районы города, чтобы узнать ситуацию изнутри».
Эта прикладная дисциплина призвана помочь в изучении различных сфер или явлений. Во время лекций подростки группой отправляются в тот или иной район города, чтобы досконально изучить какие-то темы: городской транспорт, управление, пищу. В последнем случае учащимся под контролем тутора предстоит ответить на несколько вопросов о происхождении продовольствия, его реальной практической стоимости
Покончив с теорией, дети могут «открыть кафе»: приобрести продукты, приготовить что-то, сервировать и продать, после чего убрать и подсчитать прибыль за вычетом налогов и платежей за использование школьной инфраструктуры.
Занятия в рамках Exploration занимают пять часов и проводятся раз в неделю. Чередуя выездные и классные занятия, детям дают весь комплекс знаний о том или ином предмете или явлении, что очень полезно для профориентации.
Голландия: программа для умников
В этой стране существует специализированная учебная система «Восток» для школьников младше 12 лет с IQ, превышающим 130. В её рамках детишки учат иностранные языки и философию, занимаются исследованиями, перед уроками проводят сеансы медитации. Это спецгруппы небольшой численностью, где занятия идут по 3-4 часа еженедельно.
Сверхзадача – научить учиться, сохранить у детей с высоким интеллектом мотивацию узнавать новое. На занятиях детям преподают основы планирования, обучают искать и отбирать необходимую информацию. Иностранные языки осваивают самостоятельно, без помощи педагога: дети либо общаются на нём между собой, либо ищут необходимую им информацию на нем.
Отбор осуществляется так. Когда ученик начинает делать успехи, ему и родителям прежде всего предлагают перебраться в класс «+» — это промежуточная ступень между базовой школой и «Востоком». Если и там всё хорошо, проводятся соответствующие тесты, проверки социального и эмоционального развития, а также прилежания и успеваемости. Если ваше чадо одарённое, но со сверстниками общается при помощи кулаков и табуретки, не видать ему «Востока» как своих ушей.
Израиль: уроки дискуссии и понимания
В школах обучают спорам и корректной дискуссии: разбирают ошибки речевых техник, содержательную сторону вопроса, пластичность и мимику, обучают умению визуализировать свои аргументы в процессе дискуссии.
А один урок посвящён практикам групповой терапии. Несколько человек из числа учащихся делятся своими наиболее актуальными проблемами. Для кого-то это игры и интернет, кто-то обеспокоен взаимоотношениями в семье или равнодушием девушки, словом – полная свобода в выборе тем. Дети выбирают одну тему из озвученных и на следующем занятии обсуждают в коллективе: как воспринимать, каким образом решать и тому подобное. Причём занятия проводятся во внеурочные часы, что делает их аналогом наших дополнительных или классных часов. Разумеется, все открываются по-разному, зависит от степени доверия к коллективу и нормах поведения в нём, социальной гигиены.
Похожие занятия проводятся в Нидерландах во время занятий по родной речи. Это ещё не дебаты, но нечто похожее: класс делят пополам, одним предлагается отстаивать одну идею, вторым – противоположную. И хотя подростку может претить позиция, которую он вынужден отстаивать, ему следует отыскать аргументацию в её защиту.
Испания: эмоциональное воспитание
Местные школьники посещают emotional education (уроки эмоционального воспитания). Эти уроки проводятся во всех параллелях, начиная с трёхлетнего возраста и заканчивая выпускными классами.
Дети собираются в комфортной обстановке, обсуждая эмоции, переживания, чувственное; особенности взаимодействия с незнакомцами, учителями, родителями и друзьями. Их учат решать конфликтов, управлять эмоциональными реакциями, слушать других, быть отзывчивыми.
У испанцев считается, что развития эмоционального интеллекта является очень важным для последующей жизни, в том числе в разрезе карьерного роста.
На смену строгой и догматичной католической школе пришла иная – и тут дети не боятся спорить и дискутировать, а запуганные четвертью века реакции и до сих пор не отошедшие педагоги крайне бережно относятся к чувственным и эмоциональным проявлениям.
Раз в неделю в развитие этих занятий проводятся ассамблеи, очень напоминающие модели ООН, но для всех и без заявки на экспертность. Предметом обсуждения обычно становится одна из актуальных тем внешней политики, международных отношений или глобального мира: положение бедных, нехватка продовольствия, военные и политические конфликты, социальное неравенство, различные виды дискриминации.
Распространена практика, когда дети делают что-то, а затем продают, после чего вырученные деньги перечисляются в профильные фонды.
Германия: Klasse2000
К числу наиболее серьёзных и значимых программ началки в стране относят Klasse2000. Её цель – предупреждение насилия и агитация за ЗОЖ. Учащимся рассказывают про здоровое питание, полезные упражнения, способы расслабиться, вред наркотиков и спиртосодержащих средств. Учат с 6 до 10 лет специально подготовленные преподаватели — как из обычной школы, так и врачи, полицейские и социальные работники, прошедшие профильную подготовку. Время от времени проводятся вечера для родителей, регулярно делают рассылки и подготавливают выпуски журналов, посвящённых классу.
Домашние задания нередко необходимо делать вместе с родными, что призвано инициировать дискуссию по проблеме в рамках семьи.