2025-07-15 12:10:24

5 самых красивых дорог России

5 самых красивых дорог России

Дорога — место сакральное в десятках культур. На перекрестках дорог совершались чудеса, являлись святые и происходили кровавые жертвоприношения, именно на перекрестках к смертным приходила богиня Геката. Со временем вся эта мистическая «обвеска» несколько утратила актуальность, мир стал более безопасным и упорядоченным, поэтому путешествия стали вызывать у нас скорее позитивные эмоции.

В США, например, очень популярен такой вот формат туризма: вы садитесь в машину, выезжаете за черту города, смотрите на информационный щит, где черным по белому написано, в какую-такую национальную или континентальную трассу переходит главная стрит или авеню города — и отправляетесь по ней вперёд, пока не кончится запал или бензин. Там оно понятно: автостоп и шоссейная культура во многом определяют лицо современной глубинной Америки. А что у нас? В России тоже ведь много интересных шоссейных дорог — как оборудованных по последнему слову техники и прекрасно освещенных, так и забытых и полузаброшенных, сулящих адреналин и приятные пузырьки волнения.

Р-21 «Кола»

Эта дорога на 1500 км начинает отсчёт с северной столицы и идёт-вьётся на север, минуя Петрозаводск, Мурман и Печенгу — и так вплоть до небольшого участка границы между Россией и Норвегией. Львиная доля шоссе проходит по карельским хвойным лесам и сосновым борам, мимо безбрежной глади Онежского и Ладожского озёр, но названа она в честь Колы — реки и городка в Мурманской области.

В конечном счёте дорога ведёт на север; она — арктическая, на что недвусмысленно намекает установленный на карельско-мурманском пограничье памятник «Полярный круг». Кроме того, это не так уж трудно заметить, следя за неспешной сменой декораций за окном вашего автомобиля: по мере того, как высоченные сосны усыхают и скрючиваются, прорастая камнями, по мере того, как они уступают дорогу карликовой растительности, избитой и измученной северными ветрами, ты проникаешься красотой сурового края.

Главные достопримечательности — это, конечно, проложенный параллельно дороге Беломорско-Балтийский канал со своими шлюзами, монструозное сооружение, построенное в 1930-х годах тяжелым трудом, и мощный щит Хибинского горного массива.

Автомагистраль Кисловодск—Джилы-Су

Отправная точка трассы — минеральный Кисловодск, курортная столица юга России, дальше дорога берёт направление на восток, вдоль карачаево-черкесской и кабардино-балкарской границ вплоть до городка Джилы-Су.

Всё время, пока вы будете в пути (это недолго, длина трассы не превышает сотни километров), вы будете двигаться в виду Эльбруса, то приближаясь, то удаляясь от его манящей вершины. Примерно на пятидесятом километре есть смотровая площадка: остановиться здесь — обязательный пункт любого высокогорного путешествия. Тут вы можете отдохнуть, перекусить, полюбоваться видом, сделать селфи, а также запечатлеть в памяти два чуда природы — скальный массив «Аватары» и изумрудно-зеленую стремнину горной речки Харбас.

А-147 Джубга—Сочи

Один из «кусков» федеральной трассы «Дон», что начинается в Джубге и идёт на юго-восток вдоль самого побережья, минуя Туапсе, Лазаревское, собственно город-курорт Сочи — и так до пограничного перехода на южной окраине Адлера. За ним — Абхазия, места тоже красивые, но дороги, почитай, уже нет.

Поездка по горному серпантину ввиду черноморского побережья обещает быть памятной и интересной, хотя и не без подводных камней: хотя дорогу и строили с запасом, население Кубани с тех пор ощутимо подросло, а летом еще и сезонный фактор играет, поэтому у вас есть шанс провести несколько часов в масштабной пробке.

С другой стороны, а куда вам спешить? Великолепные виды и отличная, хорошо освещенная и широкая (по южным меркам) дорога ведёт вас к намеченной цели мимо виноградников, раскинувшихся меж скалистых горных отрогов, посёлков и придорожных кафе с бензоколонками. Один взгляд направо — и перед вами море.

Проезжая через Сочи, не забудьте осмотреть олимпийский парк в федеральной территории «Сириус», воздать должное двадцатикилометровой набережной и великолепному стадиону «Фишт».

Военно-Грузинская дорога

На строительстве этой двухсоткилометровой дороги, ведущей через узкий проход посреди кавказского хребта из Владикавказа в Тбилиси, бывший Тифлис, трудились десятки тысяч человек. Первоначально задачей дороги было связать закавказские владения России с метрополией, чтобы обеспечить беспрепятственную, а главное — круглогодичную коммуникацию с Грузией: в условиях перманентного риска нападения турок и персов это было первостепенной задачей.

Этим приоритетом определялась не только трассировка дороги — она довольно крутая и опасная, но при этом очень рациональная — но и обустройство на всем её протяжении небольших остановок (в прежние годы там располагались армейские аванпосты, теперь же бесчисленные смотровые площадки, заправки и ларьки со всякой снедью). Вдоль маршрута можно полюбоваться горными пейзажами и лесами, словно переносящими вас на страницы произведений Михаила Лермонтова, а также интересными памятниками прошлых эпох: рукотворными, как десять каменных фигур грузинских князей в селе Сно, или естественными, вроде бассейна Паншетти.

Кульминацией путешествия, его катарсисом и самым памятным моментом станет остановка на Крестовом перевале — высшей точке дороги над уровнем моря (почти 2500 метров).

Р-256

Отправимся теперь на восток, а то что это мы увлеклись Кавказом? Девятисоткилометровый Чуйский тракт сейчас не больше чем фрагмент шоссе, ведущего из Бийска к русско-монгольской границе. Выехав из Новосибирска, вы можете по пути заглянуть в Барнаул, эклектичный Горно-Алтайск, село Стёпушка, великолепный Кош-Агач или свернуть к Телецкому озеру.

Изначально Чуйский тракт — караванная дорога: первые верблюды и кони по нему прошли никак не позднее середины XVII столетия. Он играл важную роль в русско-монгольских и русско-китайских контактах, был важным торговым маршрутом, а сейчас просто очень красив и сулит путешественникам возможность увидеть поистине уникальные природные чудеса. Взять хотя бы мост «Бирюзовая катунь», с великолепными видами на реку внизу и горный склон, поросший маральником (в разное время года он очень красиво меняет цвет, кстати!).

Или плато Укок? Оно не совсем на трассе, но находится сравнительно недалеко, поэтому, если у вас есть свободный день или два, лучше не упускать уникальную возможность осмотреть это удивительное место, пока в него ещё не пришли орды варваров-туристов.

Кстати, Чуйский тракт — единственная российская дорога, включенная в списки самых живописных автострад мира. Не то чтобы нас волновало чьё-то ещё мнение, но это своего рода гарантия: да, это действительно круто!

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
сооснователь и директор по развитию Smapse Education

Предприниматель, спортсмен и создатель нескольких популярных YouTube-каналов. Егор использует свои платформы, чтобы вдохновлять людей на международное образование и путешествия, помогать людям реализовывать свой потенциал и строить карьеру

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности