2025-07-15 13:08:26

5 принципов школьного счастья по-датски

5 принципов школьного счастья по-датски

Не секрет, что скандинавские государства считаются в мире сравнительно благополучными. Шведы, датчане и норвежцы, а также примкнувшие к ним финны соревнуются за звание наиболее счастливой страны мира. Это касается всех аспектов жизни общества, в том числе – сферы образования, ведь недаром Дания и Финляндия вот уже который год делят в Европе высшие позиции в ряде школьных рейтингов.

В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, в чём кроется секрет счастья, на примере датской школы.

Необязательно быть лучшим

Важнейшее в национальной системе образования этой страны – не натаскать человека на механическое прохождение тестов, а развивать в нём любознательность, интерес к жизни, способствовать индивидуальному и социальному развитию. Для этого и нужна школа – чтобы ребёнок учился уверенности в себе, тому, что его ценят за личные качества. Неважно, какие у тебя оценки, важно, что ты человек хороший. Или хотя бы человек — и можешь приносить пользу, занимаясь любимым делом.

Эта система не очень-то пригодна для того, чтобы формировать национальные элиты. Зато все или почти все ученики могут её освоить, и среди датчан почти не бывает лишних людей. Социум способен заботиться о 95%, а 5% элитных детишек как-нибудь уж найдут свой путь к вселенскому счастью.

Национальный менталитет тут имеет ряд особенностей, что позволяет системе работать. Прежде всего: датчане не стремятся к лидерству, им очень хорошо и комфортно в коллективе (который русские или амбициозные американцы часто считают «серой массой»).

Важно быть собой, а не демонстрировать академические успехи

Система обучения в школе имеет целью воспитать личность, притом самодостаточную и независимую. Это прописано даже в национальном законодательстве об образовании. Так и написано: система базового обучения развивает личность ученика. Начинается всё аж с детского сада. Среди прочего, дошкольные учреждения должны расширять словарный запас, знакомить ребёнка с социальными конструкциями формата коллектива, делать детей толерантными и готовить к погружению в реальную жизнь со всеми её плюсами и минусами.

Зубрить плохо

Считается, что дети должны сами добывать знания – проводить экспериментальные исследования, работать с источниками и научной литературой, а не просто слушать и прилежно конспектировать. Дети должны уметь всё подвергать сомнению и критическому осмыслению, вырабатывать индивидуальную позицию и личное мнение, что помогает воспитывать в них человечность, а им самим – осознавать себя в индивидуальном качестве.

Среди самых полезных навыков считаются креатив, критичность мышления и инициатива. Если ты при этом не можешь запомнить три страницы из учебника – не беда, лишь бы голова была светлая.

Равные шансы и возможности

Лишь немногим более 10% граждан Дании, выбирая себе работу, считают важным получать солидную заработную плату. Это связано с тем, что в стране самые большие налоги на доход в мире, и стремление обогащаться, в принципе, не имеет особого смысла. Прагматичный выбор профессии может стать причиной драматического внутреннего конфликта, в то время как специальность, способная принести удовлетворение, даже при меньшем доходе способна сделать человека более счастливым.

Для этого используется клиентоориентированная система профессиональной ориентации. Для этого в структуре исполнительной власти есть специальная служба, которая помогает ученикам старших классов выбрать то, что им больше всего подойдёт. Регулярно проводятся собрания, которые позволяют учащимся в индивидуальном порядке обсудить свою стратегию на будущее с педагогом. По статистике, 52% юных граждан Дании убеждены, что их выбор карьеры ничем не предопределён и связан лишь с персональными предпочтениями. Кроме того, в стране очень развиты институты и инструменты социальной мобильности.

Образование бесплатное – как среднее, так и высшее, дотируется государством. Студентам даже платят стипендию, которой хватает на жизнь, причём выплата эта обязательна для всех и не носит социального характера.

Важен не результат, а цель

При этом важно понимать, что в традиционных системах измерения система в Дании не представляется такой уж удачной. По результатам тестирований страна отнюдь не на первых позициях, зато входит в топ-10 по уровню образованности и занимает вторую строку в рейтинге национальных образовательных систем по версии 2019 года.

Интересно отметить, что 72% учащихся в стране заявляют, что им интересно учиться; это выгодно отличает страну от большинства государств-участников ЕС и ОЭСР. Хотя в старших классах доля детей и подростков, негативно настроенных к учёбе, повышается и приближается к общеевропейским показателям. С другой стороны, даже и в этом есть несомненное преимущество: подростки не питают ужаса перед будущими экзаменами и поступлением в университет.

Тем, кто пока не решил, кем хочет стать, система образования предлагает промежуточный этап в виде подготовительной школы Efterskole. Ежегодно сюда записываются 10-15% учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Они учатся тут год, попутно решая, куда хотят податься. В основе такой постшколы – принципы взаимовыручки и взаимопомощи. Да-да, вы не ослышались: успевающие школьники подтягивают отстающих, помогая им в социализации и адаптации.

Кроме того, в стране функционирует уникальная система народных школ. Она была основана ещё в позапрошлом столетии епископом лютеран Николаем Грундтвигом.  Сюда можно поступать в любом возрасте, в программе – в основном социальные и гуманитарные науки: учащиеся путешествуют и занимаются обсуждениями политической ситуации в Европе и мире, формируют группы по интересам, задают вопросы.

Формат общения вырабатывает и воспитывает в людях принципы равенства и взаимоуважения, учит делиться и стимулирует потребность участвовать в общих проектах. Епископ считал, что образование нужно сделать вседоступным – и потому в его школе можно учиться просто потому, что тебе этого хочется, ради удовольствия. Всего таких школ больше 70, в основном, они располагаются в сельской глубинке и на севере Ютландии, а также в Шлезвиге.

Естественно, есть в системе и слабые места. Прежде всего, это связано с риском не дать достаточно для развития тем детям и подросткам, которые способны добиться лучших результатов. Национальная система ориентирована на то, чтобы обеспечить общий спрос, поэтому талантливые и выдающиеся дети могут не получить необходимой помощи и содействия.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности