Не секрет, что скандинавские государства считаются в мире сравнительно благополучными. Шведы, датчане и норвежцы, а также примкнувшие к ним финны соревнуются за звание наиболее счастливой страны мира. Это касается всех аспектов жизни общества, в том числе – сферы образования, ведь недаром Дания и Финляндия вот уже который год делят в Европе высшие позиции в ряде школьных рейтингов.
В нашем сегодняшнем материале мы расскажем о том, в чём кроется секрет счастья, на примере датской школы.

Необязательно быть лучшим
Важнейшее в национальной системе образования этой страны – не натаскать человека на механическое прохождение тестов, а развивать в нём любознательность, интерес к жизни, способствовать индивидуальному и социальному развитию. Для этого и нужна школа – чтобы ребёнок учился уверенности в себе, тому, что его ценят за личные качества. Неважно, какие у тебя оценки, важно, что ты человек хороший. Или хотя бы человек — и можешь приносить пользу, занимаясь любимым делом.
Эта система не очень-то пригодна для того, чтобы формировать национальные элиты. Зато все или почти все ученики могут её освоить, и среди датчан почти не бывает лишних людей. Социум способен заботиться о 95%, а 5% элитных детишек как-нибудь уж найдут свой путь к вселенскому счастью.
Национальный менталитет тут имеет ряд особенностей, что позволяет системе работать. Прежде всего: датчане не стремятся к лидерству, им очень хорошо и комфортно в коллективе (который русские или амбициозные американцы часто считают «серой массой»).
Важно быть собой, а не демонстрировать академические успехи
Система обучения в школе имеет целью воспитать личность, притом самодостаточную и независимую. Это прописано даже в национальном законодательстве об образовании. Так и написано: система базового обучения развивает личность ученика. Начинается всё аж с детского сада. Среди прочего, дошкольные учреждения должны расширять словарный запас, знакомить ребёнка с социальными конструкциями формата коллектива, делать детей толерантными и готовить к погружению в реальную жизнь со всеми её плюсами и минусами.
Зубрить плохо
Считается, что дети должны сами добывать знания – проводить экспериментальные исследования, работать с источниками и научной литературой, а не просто слушать и прилежно конспектировать. Дети должны уметь всё подвергать сомнению и критическому осмыслению, вырабатывать индивидуальную позицию и личное мнение, что помогает воспитывать в них человечность, а им самим – осознавать себя в индивидуальном качестве.
Среди самых полезных навыков считаются креатив, критичность мышления и инициатива. Если ты при этом не можешь запомнить три страницы из учебника – не беда, лишь бы голова была светлая.
Равные шансы и возможности
Лишь немногим более 10% граждан Дании, выбирая себе работу, считают важным получать солидную заработную плату. Это связано с тем, что в стране самые большие налоги на доход в мире, и стремление обогащаться, в принципе, не имеет особого смысла. Прагматичный выбор профессии может стать причиной драматического внутреннего конфликта, в то время как специальность, способная принести удовлетворение, даже при меньшем доходе способна сделать человека более счастливым.
Для этого используется клиентоориентированная система профессиональной ориентации. Для этого в структуре исполнительной власти есть специальная служба, которая помогает ученикам старших классов выбрать то, что им больше всего подойдёт. Регулярно проводятся собрания, которые позволяют учащимся в индивидуальном порядке обсудить свою стратегию на будущее с педагогом. По статистике, 52% юных граждан Дании убеждены, что их выбор карьеры ничем не предопределён и связан лишь с персональными предпочтениями. Кроме того, в стране очень развиты институты и инструменты социальной мобильности.
Образование бесплатное – как среднее, так и высшее, дотируется государством. Студентам даже платят стипендию, которой хватает на жизнь, причём выплата эта обязательна для всех и не носит социального характера.
Важен не результат, а цель
При этом важно понимать, что в традиционных системах измерения система в Дании не представляется такой уж удачной. По результатам тестирований страна отнюдь не на первых позициях, зато входит в топ-10 по уровню образованности и занимает вторую строку в рейтинге национальных образовательных систем по версии 2019 года.
Интересно отметить, что 72% учащихся в стране заявляют, что им интересно учиться; это выгодно отличает страну от большинства государств-участников ЕС и ОЭСР. Хотя в старших классах доля детей и подростков, негативно настроенных к учёбе, повышается и приближается к общеевропейским показателям. С другой стороны, даже и в этом есть несомненное преимущество: подростки не питают ужаса перед будущими экзаменами и поступлением в университет.
Тем, кто пока не решил, кем хочет стать, система образования предлагает промежуточный этап в виде подготовительной школы Efterskole. Ежегодно сюда записываются 10-15% учащихся в возрасте от 14 до 18 лет. Они учатся тут год, попутно решая, куда хотят податься. В основе такой постшколы – принципы взаимовыручки и взаимопомощи. Да-да, вы не ослышались: успевающие школьники подтягивают отстающих, помогая им в социализации и адаптации.
Кроме того, в стране функционирует уникальная система народных школ. Она была основана ещё в позапрошлом столетии епископом лютеран Николаем Грундтвигом. Сюда можно поступать в любом возрасте, в программе – в основном социальные и гуманитарные науки: учащиеся путешествуют и занимаются обсуждениями политической ситуации в Европе и мире, формируют группы по интересам, задают вопросы.
Формат общения вырабатывает и воспитывает в людях принципы равенства и взаимоуважения, учит делиться и стимулирует потребность участвовать в общих проектах. Епископ считал, что образование нужно сделать вседоступным – и потому в его школе можно учиться просто потому, что тебе этого хочется, ради удовольствия. Всего таких школ больше 70, в основном, они располагаются в сельской глубинке и на севере Ютландии, а также в Шлезвиге.
Естественно, есть в системе и слабые места. Прежде всего, это связано с риском не дать достаточно для развития тем детям и подросткам, которые способны добиться лучших результатов. Национальная система ориентирована на то, чтобы обеспечить общий спрос, поэтому талантливые и выдающиеся дети могут не получить необходимой помощи и содействия.