Начинается лето, и родители детей по всей России уже начинают готовить ребенка к школе. Однако не все понимают, готов ли их малыш начинать школьные занятия. Чтобы ответить на этот вопрос, психологи, врачи и прочие эксперты составили список критериев, которые помогут родителям понять, нужно ли записывать ребенка в 1-й класс или нет.

Возраст ребенка
Вопрос об оптимальном возрасте для начала обучения в школе — 6 или 7 лет — вызывает много разговоров. Официально Министерство образования советует принимать в первый класс детей, которым исполнилось не менее 6.5 лет.Однако у родителей могут быть разные мнения по этому поводу.
- Некоторые считают, что мальчиков лучше отправить в школу пораньше для упрощения вопроса с призывом в армию.
- Другие полагают, что мальчикам стоит начать школу позже, так как они физически и психически развиваются медленнее девочек.
- Если ребенок уже умеет читать и считать, то, по мнению некоторых, он может скучать в детском саду, и здесь лучше перейти в школу.
- Некоторые родители не спешат отправлять своих детей в школу, чтобы они могли еще немного насладиться беззаботным детством.
Однако самыми авторитетными советчиками в этом вопросе являются не родители, а медицинские специалисты и психологи, у которых есть более обоснованный ответ. Ребенку не следует поступать в школу до того момента, как он достигнет так называемой «школьной зрелости».
Что такое «школьная зрелость»?
Под «школьной зрелостью» обычно понимается физическая способность ребенка выдерживать школьные нагрузки. Посылать ребенка в школу до прохождения этого этапа означает наложить на него дополнительные нагрузки и рискнуть здоровьем его позвоночника, который в этот период особенно подвержен деформациям.
Эксперты по физиологии и гигиене подтверждают: если ребенок начинает школьное обучение до завершения «полуростового скачка», это может негативно повлиять на его здоровье и успеваемость. Если ребенок значительно отличается от сверстников по росту и весу, быстро устает после малых физических нагрузок, то, вероятно, ему будет трудно в школе.
Следует отметить, что, если ребенок в возрасте 6 или даже 6.5 лет не готов к школе, это не означает, что с ним что-то не так или родители недостаточно заботятся о его здоровье. Темпы роста и развития у каждого ребенка индивидуальны. Возможно, стоит обратиться к врачу для проведения дополнительного обследования, так как задержка роста может быть симптомом заболевания. Однако в большинстве случаев это просто свидетельствует о чуть более медленном темпе развития, но совершенно не страшном.
Нервная система
Дальше эксперты говорят о физиологической зрелости — к способности нервной системы ребенка справиться с учебными требованиями. Этот аспект включает в себя понимание, запоминание и выполнение устных инструкций, ориентацию в пространстве (различение правой и левой стороны, верха и низа), умение рисовать объекты, различение цветов и базовое представление о количестве.
Стоит подчеркнуть важность концентрации внимания. Встречается ситуация, когда учителя или руководители кружков обращаются к родителям с жалобами на невнимательность и плохую дисциплину их ребенка, на его постоянные отвлекания во время уроков. Это связано с физиологической нормой концентрации внимания у 6-7-летних детей, которая составляет всего лишь около 25 минут. Продолжительность занятия для детей этого возраста должна быть соответствующей.
Память ребенка
Развитие памяти играет ключевую роль в обучении и развитии ребенка. Память можно условно разделить на две основные формы: кратковременную (рабочую) и долговременную.
- Кратковременная память используется для запоминания и воспроизведения небольшого объема информации в течение короткого времени. Простой тест на кратковременную память: попросите ребенка запомнить 10 случайных слов, а затем попросите его повторить их через некоторое время, например, через 10-15 минут. Если ребенок способен вспомнить не менее 6 слов, это свидетельствует о нормальной функции его кратковременной памяти. Особый вид кратковременной памяти, называемый активной рабочей памятью, позволяет нам хранить актуальную информацию в процессе выполнения задачи.
- Долговременная память используется для хранения информации на продолжительный срок. Она включает в себя все, что мы помним из прошлого, начиная от личных воспоминаний до фактов, изученных в школе. Оценить долговременную память ребенка можно, наблюдая, насколько легко ему запоминаются стихи, события, произошедшие несколько месяцев назад, содержание его любимых книг, новые слова и понятия.
Важно помнить, что память — это навык, который можно тренировать и развивать. Если у ребенка возникают проблемы с памятью, нетрудно найти различные техники и стратегии, которые помогают улучшить ее функцию.
Физическое и психологическое благополучие
Эксперты рекомендуют обратиться к врачам, если родитель заметил за ребенком один или несколько явлений из данного перечня:
- проявляет бесконтрольные, «бессвязные» движения (мигает, кашляет, чешет нос, постоянно грызет ногти, перекатывает и сжимает что-либо в руках, вертит головой, прыгает на месте);
- в возрасте 5-6 лет способен сосредоточиться не более чем на 1-2 минуты, его занятия не приносят результатов (например, он не просматривает книгу в поисках иллюстраций или не пытается изобразить из нее туннель для игрушечных машин, а просто механически перелистывает страницы или разрывает бумагу);
- постоянно травмируется из-за своей излишней активности и недостатка координации;
- имеет постоянные проблемы со сном;
- речь быстра и непонятна;
- присутствует задержка в развитии речи при сохранении нормального интеллекта;
- ребенок замкнут и необщителен;
- даже при нормально развитой речи ребенок часто молчит, отвечает с заметным трудом;
- не может адаптироваться к правилам детского сада или группы по развитию;
- не способен устанавливать отношения с другими детьми, хотя в целом общителен, не может слушать другого (чаще всего просто не может остановиться, говоря), не понимает границ в общении с детьми и взрослыми;
- постоянно вял и замедлен, кажется, будто он еще не полностью проснулся;
- вообще не проявляет активность, не приветствует все новое;
- не в состоянии выполнить учебную программу детского сада или начальной школы.
Вышеуказанные признаки — уже повод записаться на консультацию к психологу и неврологу.