2025-07-15 15:05:49

5 надежных способов понять, что ребенок уже готов к школе

5 надежных способов понять, что ребенок уже готов к школе

Начинается лето, и родители детей по всей России уже начинают готовить ребенка к школе. Однако не все понимают, готов ли их малыш начинать школьные занятия. Чтобы ответить на этот вопрос, психологи, врачи и прочие эксперты составили список критериев, которые помогут родителям понять, нужно ли записывать ребенка в 1-й класс или нет.

Возраст ребенка

Вопрос об оптимальном возрасте для начала обучения в школе — 6 или 7 лет — вызывает много разговоров. Официально Министерство образования советует принимать в первый класс детей, которым исполнилось не менее 6.5 лет.Однако у родителей могут быть разные мнения по этому поводу.

  • Некоторые считают, что мальчиков лучше отправить в школу пораньше для упрощения вопроса с призывом в армию.
  • Другие полагают, что мальчикам стоит начать школу позже, так как они физически и психически развиваются медленнее девочек.
  • Если ребенок уже умеет читать и считать, то, по мнению некоторых, он может скучать в детском саду, и здесь лучше перейти в школу.
  • Некоторые родители не спешат отправлять своих детей в школу, чтобы они могли еще немного насладиться беззаботным детством.

Однако самыми авторитетными советчиками в этом вопросе являются не родители, а медицинские специалисты и психологи, у которых есть более обоснованный ответ. Ребенку не следует поступать в школу до того момента, как он достигнет так называемой «школьной зрелости».

Что такое «школьная зрелость»?

Под «школьной зрелостью» обычно понимается физическая способность ребенка выдерживать школьные нагрузки. Посылать ребенка в школу до прохождения этого этапа означает наложить на него дополнительные нагрузки и рискнуть здоровьем его позвоночника, который в этот период особенно подвержен деформациям.

Эксперты по физиологии и гигиене подтверждают: если ребенок начинает школьное обучение до завершения «полуростового скачка», это может негативно повлиять на его здоровье и успеваемость. Если ребенок значительно отличается от сверстников по росту и весу, быстро устает после малых физических нагрузок, то, вероятно, ему будет трудно в школе.

Следует отметить, что, если ребенок в возрасте 6 или даже 6.5 лет не готов к школе, это не означает, что с ним что-то не так или родители недостаточно заботятся о его здоровье. Темпы роста и развития у каждого ребенка индивидуальны. Возможно, стоит обратиться к врачу для проведения дополнительного обследования, так как задержка роста может быть симптомом заболевания. Однако в большинстве случаев это просто свидетельствует о чуть более медленном темпе развития, но совершенно не страшном.

Нервная система 

  

Дальше эксперты говорят о физиологической зрелости — к способности нервной системы ребенка справиться с учебными требованиями. Этот аспект включает в себя понимание, запоминание и выполнение устных инструкций, ориентацию в пространстве (различение правой и левой стороны, верха и низа), умение рисовать объекты, различение цветов и базовое представление о количестве.

Стоит подчеркнуть важность концентрации внимания. Встречается ситуация, когда учителя или руководители кружков обращаются к родителям с жалобами на невнимательность и плохую дисциплину их ребенка, на его постоянные отвлекания во время уроков. Это связано с физиологической нормой концентрации внимания у 6-7-летних детей, которая составляет всего лишь около 25 минут. Продолжительность занятия для детей этого возраста должна быть соответствующей.

Память ребенка

Развитие памяти играет ключевую роль в обучении и развитии ребенка. Память можно условно разделить на две основные формы: кратковременную (рабочую) и долговременную.

  1. Кратковременная память используется для запоминания и воспроизведения небольшого объема информации в течение короткого времени. Простой тест на кратковременную память: попросите ребенка запомнить 10 случайных слов, а затем попросите его повторить их через некоторое время, например, через 10-15 минут. Если ребенок способен вспомнить не менее 6 слов, это свидетельствует о нормальной функции его кратковременной памяти. Особый вид кратковременной памяти, называемый активной рабочей памятью, позволяет нам хранить актуальную информацию в процессе выполнения задачи.
  2. Долговременная память используется для хранения информации на продолжительный срок. Она включает в себя все, что мы помним из прошлого, начиная от личных воспоминаний до фактов, изученных в школе. Оценить долговременную память ребенка можно, наблюдая, насколько легко ему запоминаются стихи, события, произошедшие несколько месяцев назад, содержание его любимых книг, новые слова и понятия.

Важно помнить, что память — это навык, который можно тренировать и развивать. Если у ребенка возникают проблемы с памятью, нетрудно найти различные техники и стратегии, которые помогают улучшить ее функцию.

Физическое и психологическое благополучие

Эксперты рекомендуют обратиться к врачам, если родитель заметил за ребенком один или несколько явлений из данного перечня:

  • проявляет бесконтрольные, «бессвязные» движения (мигает, кашляет, чешет нос, постоянно грызет ногти, перекатывает и сжимает что-либо в руках, вертит головой, прыгает на месте);
  • в возрасте 5-6 лет способен сосредоточиться не более чем на 1-2 минуты, его занятия не приносят результатов (например, он не просматривает книгу в поисках иллюстраций или не пытается изобразить из нее туннель для игрушечных машин, а просто механически перелистывает страницы или разрывает бумагу);
  • постоянно травмируется из-за своей излишней активности и недостатка координации;
  • имеет постоянные проблемы со сном;
  • речь быстра и непонятна;
  • присутствует задержка в развитии речи при сохранении нормального интеллекта;
  • ребенок замкнут и необщителен;
  • даже при нормально развитой речи ребенок часто молчит, отвечает с заметным трудом;
  • не может адаптироваться к правилам детского сада или группы по развитию;
  • не способен устанавливать отношения с другими детьми, хотя в целом общителен, не может слушать другого (чаще всего просто не может остановиться, говоря), не понимает границ в общении с детьми и взрослыми;
  • постоянно вял и замедлен, кажется, будто он еще не полностью проснулся;
  • вообще не проявляет активность, не приветствует все новое;
  • не в состоянии выполнить учебную программу детского сада или начальной школы.

Вышеуказанные признаки — уже повод записаться на консультацию к психологу и неврологу.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности