Склонность к перемене мест в редком случае может довести человека до безумия. В нашем сегодняшнем материале мы поведаем о таких нечастых, но всё же случающихся с туристами болячках.

Синдром Стендаля
Этому заболеванию свойственны такие симптомы, как учащённое сердцебиение, кружение головы, визуальные и аудиальные галлюцинации. Причина появления – взаимодействия с предметами искусства, в частности картинами, статуями, фресками и предметами старины. Специфическими симптоматическими проявлениями следует считать апатичное состояние, лихорадочные и бредовые состояния.
Это заболевание не имеет адресной локализации, но чаще всего его называют флорентийским. Всё дело в том, что в 1817 году писатель Стендаль описал опыт своего визита во Флоренцию и знакомства с работами великих гениев итальянского Возрождения. В путаном рассказе о душевном перенапряжении – слияние небесного и плотских страстей, рвущееся из груди сердце, внезапная усталость, страх, тревога.
В наибольшей степени с этим расстройством связаны те, кто вырос в уважении к предметам европейского искусства, но никогда не имел дел накоротке. Азиаты не сталкиваются с флорентийской болезнью, равно как и жители самой Италии. Впрочем, им также следует быть настороже: медицина знает случаи, когда аналогичную симптоматику вызывали произведения архитектуры различных стран или даже природная красота вне привязки к местности.
Первый раз подобный диагноз поставили человеку в 1982 году. Сейчас охранников, смотрителей и гидов флорентийских музеев учат правильному обращению с несчастными жертвами прекрасного.
Индийский синдром
Этим заболеванием объясняется желание при встрече с незнакомой культурой экзотической страны, её философскими течениями, обычаями, живописью, музыкой, всё бросить и начать новую жизнь.
При этом расстройстве психики туристы расстаются с прошлым и начинают искать настоящее в новых локациях. Человеку свойственно ощущение избранности, познания истины. Многие также ощущают себя неуязвимыми и бессмертными – к одному переезду всё не сводится.
Чаще всего с этой болячкой имеют дело жители США и Европы, которые едут в страны Азии перезагрузиться и познать мир с нуля. Проблема заключается не в болезни как таковой, а в том, что в подобном состоянии люди обладают высокой уязвимостью и низкой критичностью, их легко поставить под контроль.
Симптоматика в целом описана в романе «Стоик» Теодора Драйзера, где подобный путь в Индии проходит любовница Фрэнка Каупервуда. В начале нулевых француз-психиатр Режи Эйро в своём нонфикшн-романе «Помешанные на Индии» рассказал о том, как его соотечественники проходили лечение в Мумбаи: некоторые голодали, доводя себя до физического истощения, вторые занимались йогой до упаду, третьи активно вовлекались в культы. В итоге всё могло кончиться госпиталем или суицидом.
Парижский синдром
Это заболевание было «открыто» и придумано японским психиатром во время работы во Французской Республике во второй половине 80-х. Чаще всего эта досадная неприятность случается с уроженцами Японии или корейцами, прибывающими в Париж. Они грезят мечтами о городе романтики и любви, образами из фильмов, книг, сказок. На деле же оказывается, что город зауряден, никто не готов встречать их с распростёртыми объятиями и даже не понимает языка, а город грязен и шумен.
С жителями страны, где всё упорядочено до дрожи, случается шок, что усугубляется недостатком сна, длинными перелётами и необычной пищей. Каждый год после посещения Франции и её столицы в поисках помощи психологов в лечебные учреждения обращаются тысячи японских граждан, чаще всего – в возрасте, ведь им недосуг узнать информацию о цели своей поездки загодя в Интернете.
Иерусалимский синдром
Это относительно редко встречающееся расстройство психики, нечто среднее между манией величия и мессианским синдромом. Возникает у людей, прибывающих в Иерусалим с паломническими целями: люди ощущают, что у них есть силы бога или пророка либо проводят умозрительные параллели между собой и героями священного писания.
Его главная особенность в том, что человек совершает долгое путешествие в Иерусалим через весь мир, а затем начинает вести себя странно. Театрализованное поведение привлекает внимание окружающих людей, иногда провоцирует и становится опасным для него самого или людей вокруг, что делает насущной необходимостью принудительное лечение в сумасшедшем доме.
Страдают этим расстройством евреи или христиане, долгие годы прожившие в ожидании встречи с чудом и, наконец, получившие его. Статистика показывает также значительную долю исповедующих ислам. С точки зрения психиатрии это заболевание – аналог синдрома Стендаля, свойственного римским или флорентийским визитёрам. Нечто похожее до степени смешения наблюдают у паломников в Мекке и Медине. Православная церковь считает, что это не болезнь, а вид духовной прелести.
Исторически первые случаи синдрома фиксировались в Средневековье, а первый задокументированный кейс относится к паломничеству святого Райнерия, который в XII столетии навёл в святом городе суеты своими странностями. Чем больше было паломников, тем чаще среди них встречались психи.
- Хрестоматийным считают пример святой Бригиты Шведской, которая в конце XIV столетия после цикла красочных ведений поехала в Иерусалим, прожила там много лет, после чего, столкнувшись с очередным видением, вернулась на родину. На святой земле видений было больше, в числе прочего она наблюдала картину божьего суда над своим покойным сыном.
- Также подробное описание было зафиксировано англичанкой Марджери Кемпе, которая после появления первого ребенка стала страдать галлюцинациями и даже пыталась свести счёты с жизнью, но потом симптомы пропали. Женщина даже открыла пивоварню, но прогорела. Неуспехи в бизнесе стали новым актом божьей воли. Она отказалась от вступления в брак и продления рода, после чего отправилась в Палестину, въехала в город на ослике и отправилась прямиком на Голгофу. Распинаться не стала, но устроила публичную истерику, распугав местных нищих.
Исследователи считают, что осознание себя в качестве миссионера Господа – следствие маниакально-депрессивного психоза. Клинически синдром описали в 30-х: британско-палестинский психиатр Герман отметил, что почти 20% обращений туристов за помощью психиатра – проявления именно этого расстройства.
К наиболее тяжёлым случаям такого рода относят кейсы, когда паломники из различных стран предпринимают попытки уничтожить те или иные культовые сооружения с целью приблизить наступление тех или иных событий — либо, напротив, отодвинуть или вовсе отменить. Особенно часто подобные вещи случаются с ортодоксальными раввинами и евреями-хасидами, а также жертвами протестантских сект различного толка. Пик случаев пришёлся на миллениум и 2001 год, но эпидемии, которую предсказывали психиатры, не случилось. Возможно, нужно подождать ещё тысячу лет.