2025-07-15 15:12:43

4 психических расстройства, от которых страдают путешественники

4 психических расстройства, от которых страдают путешественники

Склонность к перемене мест в редком случае может довести человека до безумия. В нашем сегодняшнем материале мы поведаем о таких нечастых, но всё же случающихся с туристами болячках.

Синдром Стендаля

Этому заболеванию свойственны такие симптомы, как учащённое сердцебиение, кружение головы, визуальные и аудиальные галлюцинации. Причина появления – взаимодействия с предметами искусства, в частности картинами, статуями, фресками и предметами старины. Специфическими симптоматическими проявлениями следует считать апатичное состояние, лихорадочные и бредовые состояния.

Это заболевание не имеет адресной локализации, но чаще всего его называют флорентийским. Всё дело в том, что в 1817 году писатель Стендаль описал опыт своего визита во Флоренцию и знакомства с работами великих гениев итальянского Возрождения. В путаном рассказе о душевном перенапряжении – слияние небесного и плотских страстей, рвущееся из груди сердце, внезапная усталость, страх, тревога.

В наибольшей степени с этим расстройством связаны те, кто вырос в уважении к предметам европейского искусства, но никогда не имел дел накоротке. Азиаты не сталкиваются с флорентийской болезнью, равно как и жители самой Италии. Впрочем, им также следует быть настороже: медицина знает случаи, когда аналогичную симптоматику вызывали произведения архитектуры различных стран или даже природная красота вне привязки к местности.

Первый раз подобный диагноз поставили человеку в 1982 году. Сейчас охранников, смотрителей и гидов флорентийских музеев учат правильному обращению с несчастными жертвами прекрасного.

Индийский синдром

Этим заболеванием объясняется желание при встрече с незнакомой культурой экзотической страны, её философскими течениями, обычаями, живописью, музыкой, всё бросить и начать новую жизнь.

При этом расстройстве психики туристы расстаются с прошлым и начинают искать настоящее в новых локациях. Человеку свойственно ощущение избранности, познания истины. Многие также ощущают себя неуязвимыми и бессмертными – к одному переезду всё не сводится.

Чаще всего с этой болячкой имеют дело жители США и Европы, которые едут в страны Азии перезагрузиться и познать мир с нуля. Проблема заключается не в болезни как таковой, а в том, что в подобном состоянии люди обладают высокой уязвимостью и низкой критичностью, их легко поставить под контроль.

Симптоматика в целом описана в романе «Стоик» Теодора Драйзера, где подобный путь в Индии проходит любовница Фрэнка Каупервуда. В начале нулевых француз-психиатр Режи Эйро в своём нонфикшн-романе «Помешанные на Индии» рассказал о том, как его соотечественники проходили лечение в Мумбаи: некоторые голодали, доводя себя до физического истощения, вторые занимались йогой до упаду, третьи активно вовлекались в культы. В итоге всё могло кончиться госпиталем или суицидом.

Парижский синдром

Это заболевание было «открыто» и придумано японским психиатром во время работы во Французской Республике во второй половине 80-х. Чаще всего эта досадная неприятность случается с уроженцами Японии или корейцами, прибывающими в Париж. Они грезят мечтами о городе романтики и любви, образами из фильмов, книг, сказок. На деле же оказывается, что город зауряден, никто не готов встречать их с распростёртыми объятиями и даже не понимает языка, а город грязен и шумен.

С жителями страны, где всё упорядочено до дрожи, случается шок, что усугубляется недостатком сна, длинными перелётами и необычной пищей. Каждый год после посещения Франции и её столицы в поисках помощи психологов в лечебные учреждения обращаются тысячи японских граждан, чаще всего – в возрасте, ведь им недосуг узнать информацию о цели своей поездки загодя в Интернете.

Иерусалимский синдром

Это относительно редко встречающееся расстройство психики, нечто среднее между манией величия и мессианским синдромом. Возникает у людей, прибывающих в Иерусалим с паломническими целями: люди ощущают, что у них есть силы бога или пророка либо проводят умозрительные параллели между собой и героями священного писания.

Его главная особенность в том, что человек совершает долгое путешествие в Иерусалим через весь мир, а затем начинает вести себя странно. Театрализованное поведение привлекает внимание окружающих людей, иногда провоцирует и становится опасным для него самого или людей вокруг, что делает насущной необходимостью принудительное лечение в сумасшедшем доме.

Страдают этим расстройством евреи или христиане, долгие годы прожившие в ожидании встречи с чудом и, наконец, получившие его. Статистика показывает также значительную долю исповедующих ислам. С точки зрения психиатрии это заболевание – аналог синдрома Стендаля, свойственного римским или флорентийским визитёрам. Нечто похожее до степени смешения наблюдают у паломников в Мекке и Медине. Православная церковь считает, что это не болезнь, а вид духовной прелести.

Исторически первые случаи синдрома фиксировались в Средневековье, а первый задокументированный кейс относится к паломничеству святого Райнерия, который в XII столетии навёл в святом городе суеты своими странностями. Чем больше было паломников, тем чаще среди них встречались психи.

  • Хрестоматийным считают пример святой Бригиты Шведской, которая в конце XIV столетия после цикла красочных ведений поехала в Иерусалим, прожила там много лет, после чего, столкнувшись с очередным видением, вернулась на родину. На святой земле видений было больше, в числе прочего она наблюдала картину божьего суда над своим покойным сыном.
  • Также подробное описание было зафиксировано англичанкой Марджери Кемпе, которая после появления первого ребенка стала страдать галлюцинациями и даже пыталась свести счёты с жизнью, но потом симптомы пропали. Женщина даже открыла пивоварню, но прогорела. Неуспехи в бизнесе стали новым актом божьей воли. Она отказалась от вступления в брак и продления рода, после чего отправилась в Палестину, въехала в город на ослике и отправилась прямиком на Голгофу. Распинаться не стала, но устроила публичную истерику, распугав местных нищих.

Исследователи считают, что осознание себя в качестве миссионера Господа – следствие маниакально-депрессивного психоза. Клинически синдром описали в 30-х: британско-палестинский психиатр Герман отметил, что почти 20% обращений туристов за помощью психиатра – проявления именно этого расстройства.

К наиболее тяжёлым случаям такого рода относят кейсы, когда паломники из различных стран предпринимают попытки уничтожить те или иные культовые сооружения с целью приблизить наступление тех или иных событий — либо, напротив, отодвинуть или вовсе отменить. Особенно часто подобные вещи случаются с ортодоксальными раввинами и евреями-хасидами, а также жертвами протестантских сект различного толка. Пик случаев пришёлся на миллениум и 2001 год, но эпидемии, которую предсказывали психиатры, не случилось. Возможно, нужно подождать ещё тысячу лет.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности