Школьные оценки — это метрическая система, которая помогает учителям отслеживать успеваемость учеников, а родителям и самим детям оценивать собственные способности по разным предметам. Но в то же время оценки — это лишь один из методов проверки знаний, а взрослые иногда придают им слишком большое значение, из-за чего дети ощущают давление. Особенно в подростковом возрасте, когда гормоны бушуют, приоритеты, круги интересов и общения меняются, ценности перераспределяются. Если сила давления оказывается чрезмерно сильной, то подростки могут выражать протест в разных форматах, например, через отрицание авторитета оценочной системы. Они могут специально пренебрежительно относиться к урокам и домашним заданиям, чтобы отделиться от системы. И это не значит, что они действительно плохо знают предметы! Иногда перейти на тройки может и вчерашний отличник, который испытывает психологический дискомфорт.
Так что не спешите ругать и поучать школьника за низкую успеваемость — сначала лучше разобраться в первопричинах такого результата.
4 причины, из-за которых подросток может получать плохие оценки
Отсутствие навыков тайм-менеджмента
Знания есть, уверенность в себе есть, время на качественную подготовку тоже, но оно постоянно уходит не туда. Почему? Потому что подросток ещё не научился чувствовать время и распределять его грамотно: не так давно за его расписание дня отвечали родители, а теперь ответственность резко свалилась на него самого.
Конфликты с педагогами
В нашем обществе больше принято доверять оценки компетентных взрослых, ведь педагоги со стажем якобы не могут быть плохими людьми и оговаривать учеников. Но на деле, увы, нередко происходят конфликтные ситуации, которые провоцируют и развивают те самые учителя. Конечно, и ситуации, когда подросток чрезмерно эмоционально отреагировал на ситуацию или что-то некорректно воспринял, тоже случаются, поэтому задача родителя — разобраться, что именно произошло или происходит с ребёнком в школе.
Неумение презентовать себя
Страх выступлений перед группой людей — распространённое явление. Добавьте к нему подростковую неуверенность или желание доказать всем, что общественное одобрение — это кринж и прошлый век. И вы получите одну из причин, которая может мешать школьнику проявлять себя на уроках.
Мир несправедлив, а жизнь — боль
Вспомните себя в школьные и студенческие годы: всегда ли вы были согласны с оценками учителей? Уверены, что эпизоды, когда вы ощущали несправедливость по отношению к себе и своим знаниям, были в вашей школьной биографии! Вот и у вашего ребёнка могут случаться такие же. А если оценочная система несправедлива, тогда зачем её вообще учитывать и стараться?
Как помочь подростку преодолеть трудности и вернуть ему мотивацию к учёбе
Самое главное и важное, что требуется от родителей — это поддержка и понимание. Поверьте, критика и осуждение в его жизни ещё случатся и не раз, но их источником не должны быть те, кому он доверяет, кого уважает (то есть вы). Вместо негативных разборок и разговоров на повышенных тонах выберите тактику «Скажи, чем я могу тебе помочь» либо предложите подростку помощь в одном из направлений первыми:
- Поговорить с педагогом: если вы узнали, что у школьника действительно есть конфликты с учителями, то вы можете выступить в этой ситуации в качестве медиаторов, которые помогут устранить проблемы.
- Определить круг интересов и спектр возможностей. Иногда подростки теряются в собственных приоритетах и жизненных планах, из-за этого у них снижаются мотивация и желание что-либо делать, развиваться, стараться и т.д. Родители могут помочь выбраться из замкнутого круга переживаний и обесценивания собственной значимости, найти сферы, в которых он сможет реализоваться.
- Организовать время продуктивно: поделитесь с ребёнком чек-листами, видеорекомендациями, приложениями для организации расписания. Покажите ему на собственном примере, как можно грамотно распределить даже небольшое количество времени.