2025-07-15 15:06:47

12 красивых — и современных! — зданий Санкт-Петербурга

12 красивых — и современных! — зданий Санкт-Петербурга

Можно протестовать против новостроев, запоем смотреть Варламова и протестовать против «человейников», можно писать кляузы в КГИОП — а можно любоваться красивыми, современными, уместными зданиями Петербурга, которые были выстроены уже в нулевых. Они не конфликтуют с прекрасной стариной, не выбиваются из городской застройки и соответствуют самым взыскательным эстетическим представлениям. Сегодня в статье — 12 зданий, которые формируют современный и актуальный облик Санкт-Петербурга и удивительно хорошо вписываются в его архитектуру.

Реконструированный Генштаб

  • Дата: 2013 год
  • Дизайнер/архитектор: «Студия-44».

Неоднозначный проект, не без недостатков, но определенно лучшее из того, что было на момент реконструкции. Восточное крыло Главного штаба велела перестроить еще Валентина Матвиенко, и за дело в итоге взялся российский архитектор Никита Явейн, потеснив голландца Рема Колхаса.

Проблема в том, что Главный штаб в принципе не очень хорошо подходит для музея: куча мелких комнаток (дань традициям XIX века) и огромная лестница, которая, кажется, ведет из ниоткуда в никуда. Явейн взял за основу идею перестройки Британского музея: в 1990-х его двор перекрыл архитектор Норман Фостер, что для того времени было просто бомбой. По сути, восточное крыло приобрело фасад из того, что обычно составляет изнанку петербургских особняков, а внутренние дворы-колодца (довольно многочисленные) «накрылись» и стали, по сути, одной большой лестницей.

Новая сцена Мариинского театра

  • Дизайнер/архитектор: Diamond Schmitt Architects.

Есть стойкое ощущение, что хает новую сцену Мариинки только тот, кто в ней еще не был. Это уже противоположность идеям перестройки Главного штаба.

Удивительный долгострой: разговоры о проекте велись с 2001 года, архитекторы менялись трижды, бюджеты росли как на дрожжах, а заказчики остались и вовсе не совсем довольны внешней симпатичностью — впрочем, Валерий Гергиев сразу же высокого оценил технологические и акустические качества.

Новая сцена Мариинского театра совершила преступление среди напыщенной петербургской богемы: она превратила театр, балет, оперу, сцену не в священную корову, а в место посещения жителя большого города. Удобное, красивое, в меру даже утилитарное — но без всякого придыхания, лепнины, золотищща в цыганском духе. Можно пойти в ресторан, можно на «Новую Голландию», а можно в новую Мариинку — таков посыл. Демократичный театр для свободных людей постиндустриальной эры.

Даже царской ложи в проекте не было: архитектор Джек Даймонд очень удивился, когда узнал, что в России без нее строить в принципе нельзя.

БЦ «Бенуа»

  • Дата: 2008
  • Архитекторы/дизайнеры: «Speech Чобан&Кузнецов».

Так с бизнес-центрами и зданиями в промзонах еще не поступал никто и никогда. Фасад БЦ Сергей Чобан украсил эскизами театральных костюмов, которые Александр Бенуа создал для «Дягилевских сезонов».

Во-первых, это просто красиво, особенно вечером и с подсветкой. Во-вторых, удачно и с уважением обыграно место: это Свердловская набережная, возле которой в XIX веке одну из дачных усадеб и занимала семья Бенуа. В-третьих, это удивительный, уникальный пример, как без превышения бюджета и лишнего «дорохо-бохато» превратить сугубо утилитарное здание в бедном окружении в предмет чуть ли не роскоши.

Деловой комплекс «Санкт-Петербург Плаза»

  • Дата: 2011
  • Архитекторы/дизайнеры: «Герасимов и партнёры» и «Speech Чобан&Кузнецов».

Строился еще тогда, когда в Малой Охте планировали обосновать деловой центр Нового Петербурга. «Охта-Центр» стал «Лахта-центром» и поселился на Финском заливе, «Невская ратуша» (куда радостно переехала городская администрация) обосновалась недалеко от Смольного и Синопской набере жной, а «Санкт-Петербург Плаза» остался в одиночестве. Здание неплохое, но его одиночество и инаковость, собственно, и мешают полностью вписаться в окружающий ландшафт: его задавили требования о высотных ограничениях, из-за чего он смотрится таким коренастеньким толстячком, а не изящным, устремленным вверх небоскребом.

«Дом у моря»

  • Дата: 2008
  • Архитекторы/дизайнеры: «Герасимов и партнёры» и «Speech Чобан&Кузнецов».

Когда-то (начало 2000-х) Крестовский остров (по крайней мере, его восточная часть) еще имел возможность остаться парковой зоной. Но его стали застраивать сайдинговыми монстрами — дорогущими и ужасающими — так что любые грамотные, лаконичные и стильные здания в этой части города стали на вес золота. Их, к сожалению, не так много:

  • Дом «Малахит» (бюро «А. Лён») в стиле неомодернизма
  • Клубные апартаменты Diadema Club House (автор — Юрий Земцов)
  • «Дом у моря» (Герасимов и Чобан).

БЦ Quattro Corti

  • Дата: 2010
  • Архитектор/дизайнер: Piuarch.

Когда-то в 1997 году на Невском, 25 был впервые перекрыт двор бизнес-центра, образовав атриум. Теперь почти любая подобная постройка или реконструкция стремится атриум повторить, но выходит удачно далеко не всегда. Хороший пример — как раз БЦ Quattro Corti недалеко от Исаакиевского собора. За историческими фасадами на ул. Почтамской спрятано целых 4 двора в стиле хей-тек, и здесь остекление и атриум — интересные, изломанные линии — только расширяют пространство, делая его более интересным, причудливым, светлым и гостеприимным.

Академия танца Бориса Эйфмана

  • Дата: 2012
  • Дизайнер/архитектор: «Студия-44».

Строгое здание на Петроградке, ничего лишнего, немного даже сурово. Кому-то здесь видится ретро-привет из 1970-х, кто-то думает, насколько часто приходится мыть кипенно-белый фасад из кирпича. Однако каждому стоит признать: здание, которое столь лаконично снаружи и столь насыщенно, сложно устроено и функционально внутри, заслуживает уважения. А если учесть, что его выстроили буквально за год, то вообще похоже на чудо.

Новая сцена Александринского театра

  • Дата: 2013
  • Дизайнер/архитектор: «Земцов, Кондиайн и партнёры».

Юрий Земцов наравне с Никитой Явейном и Евгением Герасимовым считается одним из главных архитекторов Петербурга. Обидно, что он уступил в проекте по постройке нового судебного квартала на Петроградке, зато ему отдали Новую сцену Александринки, изящно притаившуюся в зеленом дворе на набережной Фонтанки. Детали и общая суть похожи на предыдущий пункт, на Академию Эйфмана: это внешне скромное, лаконичное здание, в котором спрятана потрясающая технологичная начинка (экспериментальная сцена-трансформер уже успела наделать шуму) и широчайший функционал для деятелей искусства.

Отель «Новый Петергоф»

  • Дата: 2010
  • Архитектор/дизайнер: «Студия-44».

За проект стоит сказать спасибо, как ни странно, супруге бывшего мэра Москвы — Елене Батуриной: она выступила заказчиком отеля. Никита Явейн с задачей справился блестяще: 6 современных особнячков, которые и образуют четырехзвездочный отель, выглядят актуально и интересно, по-настоящему по-европейски, при этом не перетягивают на себя одеяло петергофских достопримечательностей. Что немаловажно — отлично вписывают в малоэтажную застройку центральной части Петергофа.

МФК «Ковенский, 5»

  • Дата: 2013
  • Архитектор/дизайнер: «Герасимов и партнёры».

Отличный пример современного нового здания в центре Петербурга! С одной стороны это модернизм на грани роскоши, торжество буржуазии, с другой стороны — никакой неоклассики, идеальная сочетаемость с окружением, уместная фоновость и заполнение пространства между старинными зданиями. Ну и отличный функционал, разумеется, прилагается.

ЖК «Люмьер»

  • Дата: 2013
  • Архитектор/дизайнер: «Витрувий и сыновья».

Удивительный пример, когда удалось впихнуть невпихуемое. Места на Петроградской стороне было немного, а вот построить хотелось крупный формат — в итоге десятиэтажное здание в виде трапеции выглядит меньше, чем на самом деле есть (и вмещает). Помогают иллюзии верхние стеклянные этажи и красивейший внутренний двор с разноцветными стеклами — и вот дом, который практически огораживает по периметру целый квартал, выглядит свежо, в меру контрастно и нескучно.

Новый терминал аэропорта «Пулково»

  • Дата: 2013
  • Дизайнер/архитектор: Grimshaw Architects.

До 2013 года аэропорт в Петербурге был настоящим кошмаром — с этим согласятся все: и туристы, и коренные. Современный вариант заходит не каждому: обновленный терминал обвиняют в похожести на туристический аттракцион и в отрицании нормального функционала, осмысленности. Но на деле он весьма неплох и, кстати, на удивление хорошо отражает тенденции азиатской архитектуры, буквально на пике азиатской архитектурной моды — такое легко представить где-нибудь в Сеуле. Насколько это гармонично вписывается в антураж «окна в Европу» — остается вопросом.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле

Отзывы наших студентов Смотреть другие видеоотзывы наших студентов

play
YouTube video playerD3EYRnozxps
play
YouTube video playeranZ4q63C4v0
play
YouTube video player8sNebkElChw
play
YouTube video player8LKj9MBnV7c
Напишите нам, мы онлайн!
Наши Telegram каналы

Заказать звонок

Оставляя заявку, вы принимаете условия Политики конфиденциальности