пн-пт 10-19, сб-вс 12-18
(Московское время)

«В Англии не учат таблицу умножения!»


Показать все
«В Англии не учат таблицу умножения!»


«На уроках только рисуют и не учат таблицу умножения!» – такой отзыв можно услышать об английской школе. Отчасти это правда! Почему тогда английское образование считается одним из лучших в мире? Всё просто — читайте ниже.

Почему английские школьники счастливы?

Это мог быть риторический вопрос, если бы россияне, знающие британские школы изнутри, не отмечали факт – в английских школах детям учиться действительно комфортно. Они с удовольствием ходят в школу, чтобы учиться, уважают учителей и сверстников. В таких местах новеньким намного легче адаптироваться и… стать счастливым.

Татьяна Богачёва, автор статьи об английском образовании в Газете.ru, рассказала, как отвезла семилетнего внука в Англию в государственную школу:

Дети сразу приняли русского Диму, в первый же день, на плавании: Дима успешно переплыл лягушатник и… дети зааплодировали. У Димы было такое потрясенное лицо… А у меня — ком в горле. Одноклассники его ПРИНЯЛИ. И с этого момента ребенок со всех ног бежал в школу и терпеть не мог выходные. Вначале это был даже слегка нездоровый, истерический восторг: «Ба, представляешь, тут каждый день что-то интересное!» Это было удивительно: дома, в Питере, Дима непрерывно болел и уже после четырех уроков чувствовал себя смертельно усталым».

Школы в Британии создают условия для всех детей независимо от их способностей. Главное здесь — не сдать итоговые экзамены и поступить в университет, а найти своё место в обществе.  Потому духовное и социальное воспитание куда важнее таблицы умножения. Акцент на нравственном воспитании – это не просто слова в рекламном буклете. Детям внушают христианские ценности, на мероприятиях и праздниках рассказывают, почему нужно быть честным, добрым, уважать других, зачем нужна совесть. При выборе профессии детей просят руководствоваться не только уровнем заработной платы.

Возможно, потому дети не списывают домашки и контрольные, глубоко убежденные, что это очень нечестный поступок. Кроме того, если они напишут плохо, на их плечи не свалится груз осуждения учителей и одноклассников. К слову, во многих школах не принято оглашать успеваемость детей на уроках. 

Новаторские идеи в образование привносили социологи и философы. Например, один из лучших учителей в истории – британец Герберт Спенсер (1820-1903). В детстве он был болезненным мальчиком и был на домашнем обучении: отец Герберта учил его мыслить неординарно и экспериментировать. В будущем Спенсер станет противником классического образования: он критиковал метод зубрёжки, считал, что истинную пользу приносит практика, а своих учеников воспитывал комплексно – нравственно, физически и интеллектуально. 

Неспособность к наукам – не приговор

Слабая успеваемость не становится клеймом на всю школьную жизнь. Ребят с низкой успеваемостью распределят в слабые группы, в которых не будет изматывающей зубрёжки, они будут учиться в комфортных условиях и постигать науку в своём темпе. Учителя в Британии считают, что обществу нужны разные люди, и, навязывая предметы, можно искалечить человека на всю его жизнь. Заставляя детей учить то, что им не интересно, уже с раннего возраста мы заставляем их делать то, что не нравится, насиловать себя и мучиться терзаниями о том, что они не вписываются в «нормальное общество».

Получается ли, что школьное образование в Англии слабое?

Скорее, более ориентированное на личность школьника. Дети, проявляющие способности к наукам, учатся в сильных группах, где проходят углубленное обучение по приоритетным предметам. Они учатся со сверстниками с одинаковыми способностями, быстро схватывают, им не нужно ждать отстающих. Такие же группы есть для школьников со средним и слабым уровнем подготовки. Потому каждый получает от школьных лет что-то своё: одни — знания на продвинутом уровне, другие – возможность найти себя в спорте, творчестве и развить ценные навыки. Слабая успеваемость не делает из детей изгоев, а главная цель учителя – донести, что быть собой правильно. 

Что будет с теми, кто не знает таблицу умножения и плохо учились?

В 16 лет английские тинейджеры сдают экзамен, который может определить всю их дальнейшую жизнь – GCSE. 30% учеников обычных школ проваливают экзамены: и с этих пор их не мучают науками — они изучают рабочие профессии, оставаясь в школе или отправляясь в техникумы. Экзамен GCSE можно сдавать на продвинутом или базовом уровне: успешная сдача на базовом уровне ограничивает выбор по техническим специальностям. Потому только самые одарённые дети получают счастливый билет в университетское будущее.

Те же, кто экзамен проваливает, становятся востребованными в профессиях, не требующих научных знаний – осваивают рабочие специальности, работают сиделками в домах престарелых и т.д. Самое главное – у таких людей больше шансов стать счастливым без знаний таблицы умножения, чем у тех, кого заставили его вызубрить и выбрать нежеланную профессию.

Приоритеты в школах Британии расставлены очень чётко:

  1. Духовное воспитание ложится в основу всего обучения – вопросы нравственности культивируются на уроках и внеклассных мероприятиях. На территории школ часто есть часовни.
  2. Социальное развитие гармонично дополняет систему духовного воспитания. Наиболее ярко оно описано в книгах о Гарри Поттере – дети становятся членами «хаусов», или сообществ, соревнуются между собой, участвуют в дебатах. Школа стремится расширять количество контактов между детьми – старшеклассники не учатся в классах, у каждого своё расписание, каждый день они встречаются с новыми людьми.
  3. Главный предмет – английский язык. Им учат пользоваться как средством общения. Дети много пишут – сочинения, эссе, статьи, письма, доклады, художественные тексты – учатся выражать себя, доносить свою точку зрения. Технику чтения не тестируют, важнее – уровень понимания прочитанного. Анализ литературных произведений начинается в 5-9 классах, объём текстов намного меньше, чем в России. Учеников не кошмарят орфографией и синтаксисом – этим разделам отведено всего 10% времени. Если дети ошибаются, то учителя просто исправляют, а со временем дети учатся автоматически писать правильно. Здесь не учат стихи наизусть, не пересказывают тексты – считается, что это никак не поможет научиться выражать свои мысли.

Вместо заключения

Антон Макаренко, уважаемый советский педагог, говорил: научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно. И это одна из важнейших задач педагогики. В нашей стране устоялся парадокс – многим не нравится российская система образования, по объективным и субъективным причинам. Многие не против бы её изменить, но одновременно общество очень критично воспринимает попытки реформ. Всё потому, что перемены редко делают жизнь проще и понятнее, а таблицу умножения зубрили все.

Читайте также...
Вам может быть интересно

Ваш комментарий/отзыв/вопрос:
Обратный звонок Подбор курсов бесплатно Online консультант