пн-пт 10-19, сб-вс 12-18
(Московское время)

Почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят? 5 основных причин


Категории: обучение за рубежомОбучение в Россииуниверситеты в Россиишколы в Россиилагеря в Россииязыковые курсы в Россииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Россиианглийский в РоссииОбучение в Великобританиишколы в Великобританииуниверситеты в Великобританиисреднее образование в Великобританиилагеря в Великобританииязыковые курсы в Великобританииязыковые курсы за рубежоманглийский в ВеликобританииОбучение во Франциишколы во Францииуниверситеты во Францииязыковые курсы во Францииязыковые курсы за рубежомлагеря во Франциисреднее образование во Франциианглийский во ФранцииОбучение в Испаниишколы в Испанииуниверситеты в Испаниисреднее образование в Испанииязыковые курсы в Испанииязыковые курсы за рубежомлагеря в Испаниианглийский в ИспанииОбучение в Германиишколы в Германииуниверситеты в Германииязыковые курсы в Германииязыковые курсы за рубежомлагеря в Германиисреднее образование в Германиианглийский в ГерманииОбучение в Канадешколы в Канадеуниверситеты в Канадесреднее образование в Канаделагеря в Канадеязыковые курсы в Канадеязыковые курсы за рубежоманглийский в КанадеОбучение в СШАшколы в СШАуниверситеты в СШАсреднее образование в СШАлагеря в СШАязыковые курсы в СШАязыковые курсы за рубежоманглийский в СШАОбучение в Швейцариишколы в Швейцарииуниверситеты в Швейцариисреднее образование в Швейцариилагеря в Швейцарииязыковые курсы в Швейцарииязыковые курсы за рубежоманглийский в ШвейцарииОбучение в Италиишколы в Италииуниверситеты в Италииязыковые курсы в Италииязыковые курсы за рубежомлагеря в Италиисреднее образование в Италиианглийский в ИталииОбучение в Китаеуниверситеты в Китаешколы в Китаеязыковые курсы в Китаеязыковые курсы за рубежомлагеря в Китаесреднее образование в Китаеанглийский в КитаеОбучение в Нидерландахуниверситеты в Нидерландахшколы в Нидерландахсреднее образование в Нидерландахязыковые курсы в Нидерландахязыковые курсы за рубежомлагеря в Нидерландаханглийский в НидерландахОбучение в Ирландииуниверситеты в Ирландиишколы в Ирландиилагеря в Ирландииязыковые курсы в Ирландииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Ирландиианглийский в ИрландииОбучение в Австриишколы в Австрииуниверситеты в Австрииязыковые курсы в Австрииязыковые курсы за рубежомлагеря в Австриисреднее образование в Австриианглийский в Австрии
Показать все
Почему мы хотели учиться, а наши дети не хотят? 5 основных причин


Это актуальный вопрос для нашего времени: ощутимый процент школьников не очень стремится к получению новых знаний – у подростков рассеяно внимание, их тяжело заинтересовать. Учителя и преподаватели изобретают всё новые способы подачи материала, чтобы удержать внимание современных детей и подростков. Но ведь при возникновении такой проблемы справедливо обратиться к родителям: достаточно ли они занимаются дома с ребятами? А может, просто плохо объясняют им важность получения образования?

Куда может исчезнуть мотивация учиться?

Это дискуссионный вопрос, на который трудно дать однозначный ответ. Мы попробуем разобраться, почему подход к получению образования у современного поколения школьников отличается от предыдущих.

На эту тему есть несколько разных точек зрения, обобщив которые мы получим несколько ключевых причин снижения учебной мотивации у школьников:

Недоработки учителей

Самая популярная причина плохой успеваемости детей. Учителям и раньше доставались осуждающие комментарии по поводу того, что они не стараются делать свою работу – сейчас тенденция усиливается. А ведь в советских школах ситуация была иной: ответственность за плохую успеваемость полностью ложилась на плечи родителей. Их вызывали на разъяснительную беседу, результатом которой становилась более тщательная «слежка» за отпрысками. Авторитет учителя имел бОльшее влияние: если педагоги говорили о необходимости дополнительного контроля ученика со стороны родителей – этой рекомендации следовали без обсуждения. Сейчас взрослые легко могут обесценить слова школьного учителя, списав детскую лень на низкую компетентность преподавателей.

Отсутствие стимула

Современные дети и подростки имеют меньший стимул обучаться, чем то же поколение 90-х. Раньше получать двойки или остаться на второй год считалось стыдным: родителей нерадивого школьника ставили перед фактом неуспеваемости на работе, перед всем трудовым коллективом. А школьный коллектив применял конкретные воспитательные меры: за отстающим учеником закрепляли отличника, заставляющего его учиться до момента, пока успеваемость не повышалась.

Сейчас ситуация с двойками другая. Плохие оценки проблематичны для учителя в первую очередь: начиная от возмущенных родителей нерадивого ученика, любящих  пригрозить обращениями в какие-нибудь инстанции, и заканчивая оформлением разных бумаг. Документация помогает отследить, что с отстающими учениками материал был проработан. Поступление в университеты на бюджетное место не сильно беспокоит сегодняшних выпускников школ – они знают, что родители могут позволить себе оплатить их обучение.

Недостаточно навыков

Учиться хорошо наверняка мечтает каждый школьник. Однако все дети обладают разными умениями и навыками, когда приходят в школу, поэтому история с успеваемостью  у каждого своя. Кому-то недостает усидчивости, другим требуется время для формулировки правильного ответа. Всё зависит от особенностей психики человека: тип мышления, концентрация, устойчивое внимание, память и не только. Ответственность за развитие этих базовых навыков лежит на плечах родителей – их развивают задолго до школьного обучения.

Не хватает базы для обучения

Специалисты отмечают, что перед освоением знаний всегда идет развитие речемыслительного аппарата — это фундамент, на котором формируются новые навыки. Есть смысл приучать детей к живому общению с родителями или ребятами на улице. Многие взрослые увлекаются цифровыми технологиями как удобным способом отвлечь или развлечь ребенка. Потом они удивлены, что малыш не проявляет интереса к познанию мира (или к занятиям в школе)? Развить мышление и речь поможет чтение книг + постоянное общение с живыми людьми.

Отсутствие систематического повторения

В современных образовательных программах дети на каждом уроке рассматривают  новую тему, а времени на повторение и закрепление материала не остается. Здесь, как пример, выигрывает советский подход к школьному обучению, где повторение материала было обязательной частью обучения. Так ученики успевали усвоить знания, а как следствие – получить хорошие отметки на ближайшей контрольной. Не исключено, что на текущую ситуацию повлияло общее увеличение темпа жизни – появилась необходимость усваивать новые знания быстрее.

Дети не приучены ждать и вкладывать труд

Можно сказать, что дети избалованы: вниманием, подарками, праздностью. Быстро получают, что просят, а если им нет – начинают капризничать, манипулировать и... всё равно получают своё. В основном это происходит, потому что родителям так проще: дать или купить вещь с целью остановить крик или истерику. Дети, выросшие на таких условиях, не привыкли прикладывать усилия для получения желаемого, договариваться, преодолевать препятствия, а самое главное –  чувствовать радость от обладания! Трудности часто вызывают у них просто отказ.

Перегрузка делами  и занятиями

Сегодняшние родители так организуют день ребенка с момента дошкольного возраста, что  нет ни одной свободной минуты, чтобы просто посидеть или поиграть. Многочисленные разнообразные секции или кружки, призванные раскрыть потенциал юного вундеркинда, часто приводят к раннему перегоранию, а затем – к отсутствию мотивации к получению дальнейших знаний.

Мы не претендуем на абсолютность этих факторов: есть в российских школах ребята без проблем с интересом к учёбе, которые даже успевают проявлять себя на олимпиадах или других конкурсах. Значит, такой результат – вопрос правильного подхода к образовательному процессу?

Что же делать?

Для решения вопроса низкой мотивации сперва определите, какой из перечисленных раньше факторов послужил причиной, а после – проработайте ее. Вот проблемы, встречающиеся наиболее часто.

У ребенка слишком насыщенный распорядок дня

В наши дни это частое явление. Однако, как бы ни хотелось родителям, расписанный поминутно день не всегда полезен. При насыщенности занятий дети могут быстро устать – так закономерно появляются попытки увильнуть от очередного важного дела.

Чем плохо: Такой подход лишает ребенка свободного времени, которое можно провести по своему усмотрению: отдыхать, мечтать или что-то придумывать. Так он всегда будет вынужден куда-то бежать, не проявляя волю или творчество. Это убивает креативность и самостоятельность, поскольку маленький человек постепенно привыкает действовать по расписанию, не прислушиваясь к желаниям.

Как быть родителям: Если они замечают апатичность ребенка, когда у него появляется свободное время, – стоит снизить нагрузку. Сделайте так, чтобы появилось личное время, которое можно потратить по своему усмотрению:  для игр с кошкой, баловства, изучения мира удобным детям способом. Для дошкольников это ежедневно минимум 3-4 часа!

Важно, чтобы между делами в расписании были перерывы – не только на еду, но и статичный отдых. Молодому организму потребуется время, чтобы восстановиться на протяжении дня.

У школьника оказался запущен какой-то предмет

Также одна из частных причин отсутствия желания учиться –  запущенность материала. Обычно упустив материал на начальном этапе изучения дисциплины (математика, физика, химия), в старших классах школьник сталкивается с более сложным уровнем, а осилить его не может – не хватает базовых знаний.

Чем плохо: Школьник может сам хотеть исправить ситуацию, подтянуть предмет. Однако материала пропущено так много, что он не знает, как к дисциплине подступиться, чтобы улучшить положение.  Как итог: школьники просто делают вид, что занимаются, на самом деле саботируя процесс –  в классе или дома.

Как быть родителям: Сперва осознайте, что ребенок не разберется с этой ситуацией без помощи родителей. Уговоры, угрозы, напоминания про экзамен – всё это просто не подействует. Когда знания отсутствуют, нравоучения не помогают, а вызывают чувство вины и неполноценности. Если родители сомневаются, что могут грамотно и понятно объяснить своему школьнику пропущенный материал – самое время обратиться к репетиторству.

Практика показывает: как только ученик начинает разбираться в предмете, естественный интерес к учёбе возвращается сам. На этом этапе важны поддержка родителей, положительные эмоции, ощущение радости от побед – даже маленьких.

Метод подойдет при самых запущенных случаях. Если подойти к решению вопроса систематично и ответственно, то за полгода троечник может стать уверенным хорошистом.

Не удается наладить контакт с учителем

Еще одна популярная причина низкой успеваемости или снижения мотивации. Мы не призываем обвинять учителей в неумении наладить контакт с детьми! Причина проблемы – не отсутствие профессионализма, а человеческий фактор. Психика людей устроена так, что невозможно симпатизировать всем подряд, так же как нас не будет любить каждый человек, с которым мы столкнулись в жизни.

Чем плохо: Неприязнь и дискомфорт при общении чувствуют обе стороны. Повлиять на ситуацию может только учитель, а не школьник – если первый сгладит свое восприятие несимпатичного ему ученика. Но если взрослый человек наверняка раньше сталкивался с аналогичной ситуацией, то для ребенка это стресс. Чтобы его минимизировать, школьник попытается убрать из жизни раздражающий фактор – например, начнет прогуливать занятия.

Как быть родителям: Оставаться на стороне чада независимо от его возраста. Опасно выбирать тактику осуждения: с одной стороны давит учитель, с другой – вы. Ребенок  подсознательно будет искать поддержки у родителей. Действуя таким образом, вы рискуете потерять контакт – он эмоционально закроется, а изменить ситуацию обратно будет сложно.

Попробуйте обсудить ситуацию с педагогом, но если  проблема отрицается учителем – смело меняйте класс или школу. Цена решения – будущее образование и спокойствие ваших детей. При этом не бросайтесь в крайности – перед принятием итогового решения разберитесь в ситуации. Например, установите возможные причины неприязни, объясните ребенку, из-за чего возможна такая реакция на его поведение – может, школьник сам неосознанно провоцирует конфликты.

Детские интересы отличаются от школьной программы

Бывает, что дети теряют заинтересованность в обучении, потому что голова занята мыслями о более увлекательных для них вещах. Например, подростковая влюбленность – школьникам свойственно сильно увлекаться чувствами.  Поэтому мальчик или девочка могут начать витать в облаках, постоянно думая про объект симпатии. Другой пример: ребенка настолько сильно увлекает живопись, экстремальный спорт или музыка, что хочется заниматься только этим.

Чем плохо:  Если вопрос не решать – успеваемость пострадает быстрее всего. Если подростку хватает сил, чтобы успевать всё (уроки посещать, хобби заниматься), конфликтов с учителями нет, но предмет провисает по оценкам – значит, фокус внимания сосредоточен на чем-то другом.

Как быть родителям: У этой ситуации есть свои тонкости, поэтому возможны несколько вариантов решений. Иногда такой всплеск интереса проходит, как и появился, – сам собой. Однако не советуем слишком рассчитывать на этот вариант.

Если интерес со временем не угасает, родители могут попробовать интегрировать детские увлечения в учебный процесс. Например, через увлечение спортом демонстрировать наглядно действие законов физики на практике. Важно говорить на языке ребенка! При желании и увлечение мемами или другими видами интернет-контента можно использовать с пользой для образования.

Негативная обстановка в классe

Эта причина снижения учебной мотивации встречается не слишком редко, а ее решение повлияет на благополучное будущее нынешнего школьника. Тяжело учиться с удовольствием, проявлять себя, когда в классе ученика кто-то обижает, гнобит, проявляет агрессию. 

Чем плохо: Это давление и психологическое насилие в чистом виде. Раньше дети самостоятельно справлялись с подобными ситуациями – но кто знает, какие травмы потом притянулись во взрослую жизнь? Сегодня тема травли и буллинга стала открыто обсуждаться. Родители могут подключаться к решению проблемы без опасений усугубить ситуацию.  

Как быть родителям: убедитесь, что столкнулись именно с этими неприятными явлениями. Понаблюдайте за ребенком какое-то время, поговорите про школьные дела, успехи и просто новости. Если заметили, что чадо стало заикаться, появились тики, резко пропало желание посещать школу или ухудшился сон – есть вероятность, что у него неприятности. Поговорите об этом. Без давления и нейтрально, если отношения у вас не очень доверительные. При необходимости решительно привлекайте к вопросу учителя или администрацию школы.

Параллельно с этим помогите ребенку понять, как нужно было себя повести – на личном примере или посредством психолога. После чего наблюдайте за ситуацией: если ребенок попробовал сам решить проблему, но она усугубилась – незамедлительно вступайте на его защиту. 

Подведем итоги

Призываем родителей помнить, что ребенок может выйти из школы отличником с психологическими проблемами и соответствующим синдромом. Или окончить школу троечником, зато с устойчивой психикой, умением общаться с другими людьми и адекватным восприятием окружающего мира.

Ребенок должен понимать, что знания важнее, чем оценки. Преуспеть в жизни помогают и другие вещи:

  • Эмоциональная устойчивость
  • Навык самоконтроля
  • Социальный интеллект
  • Умение разговаривать с разными людьми
  • Выход из конфликтных ситуаций
  • Выстраивание личных границ и уважение чужих.

Конечно, просто требовать от ребенка отличных оценок намного проще, а вот развитие социальных и эмоциональных навыков требует вовлеченности родителей. Зато результат приложенных усилий в перспективе окупит ваши ожидания или даже превзойдет. Поэтому не спешите судить строго ребенка, если он вдруг стал приносить тройки – проявите мудрость в решении этого вопроса.

Читайте также...
Вам может быть интересно

Ваш комментарий/отзыв/вопрос:
Обратный звонок Подбор курсов бесплатно Online консультант