Государственные школы, на которые не выделяются средства на ремонт, учебники, новое оборудование, неизбежно прибегают к финансированию за счет бюджета родителей. А ведь на ту же сумму у детей была бы возможность ходить в частную школу или получать смешанное домашнее обучение (самостоятельная работа и репетитор)!
Неэффективность обучения
Родители, чьи дети ходят в общеобразовательные школы, уже давно выделили для себя ряд критических недостатков.
- Плохая успеваемость детей, связанная со слабой мотивацией учителей. Преподаватели стремятся склонить школьников к дополнительным занятиям, при этом занятия являются платными, и ведут их те же школьные учителя.
- Общеобразовательные школы не всегда могут похвастаться материальным обеспечением. На замену старых компьютеров, как и покупку новых мячей в спортивный зал или парты для учеников, у учебного учреждения нет денег. Да и зданию постоянно требуется ремонт.
- В государственных школах, по мнению родителей, очень высокий уровень бюрократии, который плохо сказывается на обучении детей и внедрении новых инноваций в образовательный процесс.
- В классах таких школ всегда не меньше 15 человек. Бывает, что численность одного может превышать 30 учеников! Тут сразу появляется проблема нехватки опытных учителей, способных правильно преподнести свой предмет такой ораве.
Вместе с тем родители считают, что школы перестали учить школьников обучаться. Ученикам преподносится большие объемы информации, но при этом им не дается принцип обработки полученных знаний. Преподаватели не успевают выполнять стандартный учебный план, в который при этом не входят такие полезные темы, как планирование личного времени, работа с большими текстовыми источниками, исследование полезности дисциплины. Время, которое можно было бы выделить на изучение данных вопросов, отводится для закрепления пройденного материала.
В Британии даже проводили исследование, согласно которому ученики шестого класса, обученные обработке информации, гораздо лучше усваивали физику, чем ученики двенадцатого класса, получавшие ее в виде лекций.
Частные школы и репетиторы
Частные школы сильно отличаются от государственных не только своим способом преподавания, но и финансированием.
- Репутация частной школы или ценность репетитора напрямую зависят от отзывов предыдущих учеников. Чем больше положительных отзывов они получают, тем больше вероятность повышения численности потенциальных студентов.
- Успех учеников в обучении повышает уровень дохода учебного заведения. У преподавателей, как и у учащихся, резко возрастают мотивационные показатели. Для частных школ важен успех каждого ученика.
- Частные школы заинтересованы в повышении уровня инноваций внутри учебного заведения, а также мотивации учителей и учеников. Руководство частных школ делает все, чтобы максимально материально обеспечить педагогический состав школы и их подопечных.
Также частные школы свободны в выборе подхода обучения. Например, в одной из московских школ составы классов меняются практически на каждом занятии — это связано со скоростью усвоения каждым учеником получаемого материала. Данный психологический метод практически не распространен в общеобразовательных школах, которые стараются действовать по классическим методам обучения.
Необходимость общеобразовательных школ
Однако даже несмотря на очевидные недостатки государственные школы отлично справляются с одной из важнейших функций – социализацией. Ученики общеобразовательных школ постоянно вынуждены взаимодействовать с учителями, преодолевать конфликты и учиться общаться с одноклассниками. И пусть уровень и качество знаний преподаваемых в школе предметов бывает низким, социальный аспект, который учит ребенка жить в социуме и работать в коллективе, является одной из ценностей государственных школ.
Будущее государственных школ
Общеобразовательные школы в скором времени должны полностью поменять свой формат. Они будут оптимизироваться, менять свою структуру и перестанут быть институтом для получения знаний по определенному предмету, в них будет повышаться аспект коллективизации и появится обучение виртуальному общению. Дети начнут участвовать в долгосрочных проектах на платформах с искусственным интеллектом и машинным обучением.
Также есть предположение, что будет осуществляться упор на предрасположенность учеников к конкретным предметам. Например, если ребенку лучше даются иностранные языка и информатика, то он в дальнейшем сможет изучать данные предметы углубленно. Остальные же дисциплины будут преподаваться ему в минимизированном, базовом формате.
Хочется верить, что данные изменения в будущем изменят качество получаемого детьми образования, а государство будет поддерживать учебные заведения в их желании развиваться и вводить новые технологии в методики обучения для совершенствования учебного процесса.