• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Контакты
Страны, куда можно поехать на учебу за границу и визы.
Возможность оплаты учебы через нашу организацию. Подробнее.
2021-10-11 15:52:25

Как сдавались экзамены и проводилось поступление в вуз в СССР?

Как сдавались экзамены и проводилось поступление в вуз в СССР?

Образовательная система Советского союза поистине была всенародной. С момента становления в 1917-м году ее целью стало взращивание молодежи с идеологией коммунизма. Основной духовной целью было определено «создание уважаемого члена трудового общества, который бы создавал в едином порыве со всей страной светлое будущее». Все дисциплины, будь то гуманитарные или точные науки, были подчинены единой идеологии. Как ни странно, это ничуть не препятствовало тому, что советская программа образования по качеству была наравне с лучшими мировыми школами.

Первые безграмотные советские годы и единая трудовая школа

В период укрепления позиций советской власти большинство граждан образования не имели. Количество образовательных учреждений было ничтожно мало, а изучать науку в частных школах могли себе позволить лишь избранные обеспеченные люди. К октябрю 1918-го в РСФСР была озвучена и одобрена идея создавать единую трудовую школу. Изначальные правки утвердили догмы появившейся системы доступного образования в 2-х этапах: первый – пятилетний и второй четырехлетний. К 1919-му были внедрены специальные курсы быстрой переподготовки к высшей школе – рабочий факультет.

Чуть позже, в 1920-м, была опробована еще одна методология – «Дальтон-план». Суть ее состояла в получении знаний в бригадно-лабораторном процессе. Метод сочетал в себе групповую работу с индивидуальной, как такового учителя не было, был наставник: он следил за процессом, организовывал его, давал советы и рекомендации ученикам. Четкого плана обучения также не было, расписание было произвольным, задачей была отработка полученного материала автономно. В те времена пытались вводить как можно больше разных прогрессивных методов для образования младшего поколения.

Курс на дореволюционные нормы

16-й съезд 1930-го провозгласил всеобщее обязательное начальное образование для всего населения. Вопрос безграмотности все еще стоял довольно остро, невзирая на то, что уровень грамотности повысился в два раза по сравнению с дореволюционным. Законодательство обязывало устраивать детей в возрасте 8-12 лет в школу — теперь на родителей возлагалась ответственность за получение образования их чадом. Базой программ обучения был концентризм: основы изучались в первых четырех классах, а начиная с седьмого к ним добавлялись новые углубленные данные. В вопросах состава решено было вернуться к дореволюционным нормам, когда мальчики и девочки учились отдельно.

Обязательные 5 классов школы ввели в 1937-м, а с 1939-го объявили и 7-й. Конституцией 1936-го было обозначено право на получение высшего образования. Обязательным для зачисления в любой вуз было окончание школы и последующие хорошо сданные экзамены для поступления. До войны расписание было строгим, а главная роль отводилась преподавателю. Все предыдущие нововведения, считавшиеся прогрессивными, были отменены, считались буржуазными и неуспешными. Была введена градация оценки знаний: теперь обучающиеся получали «отлично», «хорошо», «посредственно», «плохо» и «очень плохо». Все эти новшества позволили укрепить и поднять качество образования в общей массе.

Перемены в образовании и новые правила поступления в вузы в Хрущевскую оттепель

Когда Сталин перестал руководить страной, начались изменения, которые коснулись не только каждой из сфер жизни, но и образовательной системы в частности. Всё, что было установлено в сталинские времена, жестко порицалось, а на Хрущева возлагались надежды на установление новых порядков. 7 обязательных классов школы увеличились до 8, а обучение мальчиками и девочками по отдельности было отменено. Реформа распространилась на выбор учащегося в старших классах – теперь появилась возможность доучиться до 11 или пойти после 8 класса в ПТУ.

С 9 класса школьники начинали получать практический опыт. Поступавшие с трудовым стажем и отслужившие в армии имели преимущества при зачислении в вузы. Выпускники высших учебных заведений после их окончания должны были отработать 3 года по распределению. Студентам нередко приходилось совмещать производственную работу и учебу. Творческие учебные заведения попали под сокращение, технических стало больше. Люди креативных профессий не могли принести пользу росту экономики, по мнению правительства. Возникли интернаты, где обучались и находились с понедельника по пятницу (а иногда и безвылазно) дети из малообеспеченных семей / чьи родители постоянно работали. Упор был на основы истории, политической экономии, в расписание вводилось изучение гражданского, семейного, уголовного права.

Введение практических методик на комбинатах

В 70-е широкую популярность стали приобретать учебно-производственные комбинаты. Задача стояла в получении практических знаний – раз в неделю учеба проходила на территории предприятий. Так учебную программу наполняли отработкой полученных знаний, что помогало ученикам определиться с будущей профессией. Здесь же студентов подталкивали к тем или иным направлениям, руководствуясь госзаказом. По завершении учебно-производственного курса выдавалась корочка, которая служила преимуществом при трудоустройстве (и придавала уверенности в себе, что скрывать). Преимуществом программы было и то, что за её прохождение платили деньги, а учащиеся в любом случае получали практический опыт. На предприятии студенты чувствовали себя уверенно, поэтому частенько после окончания школы они продолжали работу там, что гарантировало постоянное пополнение кадрового резерва.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Материал подготовлен совместно с Егором Еремеевым
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.
Обратный звонок Online консультант
Напишите нам, мы онлайн!