• Услуги
  • Информация
    • Акции
    • Новости
    • Блог
    • Эксперты
    • Отзывы клиентов
    • Вопросы / ответы
    • Руководство "Перед поездкой
    • Реклама
  • Вакансии
  • Сотрудничество
    • Учителям
    • Групповые поездки
    • Условия партнёрства (агентам)
    • Инструкции (агентам)
    • Вопросы и ответы (агентам)
    • Для учебных заведений
    • For international partners
    • Educational fairs
    • Реклама
  • Контакты
Страны, куда можно поехать на учебу за границу и визы.
Возможность оплаты учебы через нашу организацию. Подробнее.
2021-09-29 17:24:11

Как исчезают границы между учителем и учеником?

Как исчезают границы между учителем и учеником?

У преподавателей иностранных языков есть прибаутка: дескать, на Level C2 тот, кто обладает учебником с ответами на вопросы, и есть настоящий учитель.

По факту так и есть: с определённых градусов мастерства учителя и ученики находятся на приблизительно равных ступеньках. Особенно верным это будет в IT-секторе и гуманитарных науках. В последнем случае демократические традиции академической среды в принципе заставляют забыть, кто тут главный.

Живым и показательным примером подобных активностей служат митапы. Это особый тип встреч, подразумевающий, что студент придумал какую-то новую фишку или совершил открытие, изобретение – и ему не терпится поделиться новой информацией с коллегами и любимым преподом. Айтишники и представители соответствующих бизнесов, начинающие юристы и политологи нередко посещают курсы и открытые лекции друг друга.

Как следствие, подобные отношения рано или поздно переходят из стадии уютных междусобойных мероприятий в сторону большего формализма – хотя бы по причине отсутствия у препода информации, которая могла бы стать некими секретными данными, не доступными простым смертным.

Как это сказывается на качестве обучения – вопрос открытый, но сами преподы страдают. Ведь в прошлом они по базовой установке были правы, и это не требовало объяснений, а теперь школьники, студенты и свободные слушатели сыплют неудобными вопросами о сути явления или предмета, критикуют метод или делятся информацией о том, что на днях ознакомились со статьёй американского политолога из Усть-Миннесотского политехнического университета, а там…

В общем, история отдельная, непростая и где-то печальная.

Студент отвечает за результат

Прежде всего такая диффузия границ влечёт за собой повышение ответственности студентов за результативность своего обучения. Вроде как это декларировалось и ранее: предполагается, что человек прослушивает лекции, выполняет домашние задания, задаёт вопросы и работает над сложными темами, а за уровень дисциплины несла ответственность генетика. А за возможность более или менее способного держать себя в руках и относительно умного человека чему-то научить отвечали преподаватели и методисты, влияние учащихся на процесс подготовки был весьма ограниченным.

А сейчас по-другому. Коллеги далеки от образа всезнаек, а студенты чаще всего убеждены в собственной исключительности и заранее склонны считать того, кто читает им курс, более бедными в плане интеллекта. Отсюда – требование к большей активности, способности ставить цели в обучении, заниматься самосовершенствованием и не забывать про рефлексию.

Преподаватель – менеджер по организации учебной среды

С учётом вышеизложенного роль педагога меняется: из обладателя компетенций, исполняющего наставническую роль, он трансформируется в обслуживающий персонал. Звучит паршиво, но задачи не бей лежачего: нужно реагировать на ещё толком не выраженные потребности наподобие «обеспечьте меня комфортом при обучении», «сделайте максимально доступные условия при минимальных издержках», а также «объясните, как именно я должен поступать, с учётом моих индивидуальных особенностей».

Есть и плюсы: можно обучать других тому, что не знаешь сам. Хотя это больше про студентов. Перспектива весьма заманчивая, особенно для активистов, способных возложить на свои плечи организационные вопросы: кураторство в плане контента, подготовку материалов и практических занятий. Правда, учить такой самозванный преподаватель будет не тому, что знает сам, а тому, чему стремится обучиться. Получится мощная мотивация.

Небесспорно и, возможно, вредно, хотя студенту такой подход представляется более полезным, чем прямолинейное желание учить тому, что продаётся лучше остального.

Поделиться
Оставить отзыв
Все статьи
Ваш комментарий/отзыв/вопрос
Здесь пока нет ни одного комментария
Ваш комментарий / отзыв
Если у вас есть вопрос напишите его мы постараемся ответить
* - Обязательное поле
Егор Еремеев
Материал подготовлен совместно с Егором Еремеевым
Директор по развитию SMAPSE
Еремеев Егор 8 лет обучался и жил за границей, закончил университет Westminster в Лондоне. Сейчас является директором по развитию Smapse Education, путешествует за рубеж и лично инспектирует и снимает партнерские учебные заведения, школы и университеты, общается и берет интервью у студентов, учащихся за границей.
Обратный звонок Online консультант
Напишите нам, мы онлайн!