пн-пт 10-19, сб-вс 12-18
(Московское время)

Базилика святого Петронио в Болонье: исторический долгострой


Показать все
Базилика святого Петронио в Болонье: исторический долгострой


Самый большой храм в Болонье – базилика святого Петронио – поражает своими размерами и внешним обликом. Его уникальная архитектура производит странное впечатление, базилика сильно отличается от воздушных храмов Флоренции, Милана, Сиены. Храм построен в 2 яруса: нижний украшен розовым мрамором и тонкой резьбой, а второй похож на верхний этаж замка из раннего средневековья или даже на крепкий каменный амбар.

Базилика святого Петронио – не просто исторический, а эпический долгострой. Строительство началось в конце XIV века и не закончилось до сих пор! На протяжении 7 с лишним веков в возведении храма участвовали знаменитые итальянские архитекторы, скульпторы разных времен, планы и чертежи регулярно менялись.

История базилики святого Петронио: особая судьба храма

Строительство храма Сан-Петронио не было инициативой церкви: напротив, Папа Римский препятствовал возведению базилики, испугавшись грандиозных планов жителей Болоньи. Город мечтал о храме, который величием и красотой превзойдет собор святого Петра в Ватикане. Кое-чего болонцы все же добились: это самый крупный кирпичный храм в мире, а среди всех храмов по размерам находится на 5 позиции.

Святой Петронио – покровитель города Болоньи. Бывший епископ Болоньи в V веке помогал восстановить город из руин, начал строить собор святого Стефана на месте святилища Изиды. Власти Болоньи ввели специальный налог, чтобы благодарность святому за процветание приобрела огромные размеры. Город находился на перекрестке торговых путей, что способствовало его процветанию и все возрастающим амбициям. Однажды очередная идея расширить собор за счет пристроек привела в ярость Папу Римского, и он распорядился построить здание рядом с базиликой из материалов, заготовленных на расширение храма.

Базилика связана с историческими событиями и именами. В 1530 году в незавершенном и неосвещенном храме короновали императора Священной Римской империи Карла V. Обряд совершал Папа Климент VII. А за 15 лет до этого стали возводить купол, но он обрушился из-за ошибок архитекторов — постоянные изменения в плане требовали более тщательных подсчетов. Для церемонии коронации возвели временную крышу.

Более 200 лет под крышей святого Петронио находился Болонский университет (первый университет в мире, год основания 1088). Затем он нашел собственный кров и переехал. В XVII веке здесь также располагалась астрономическая лаборатория Джованни Кассини.

В Болонье жила сестра Наполеона Элиза. Из-за поражения брата ей пришлось уехать, но после смерти Элизы муж выкупил место под одной из часовен Сан-Петронио и похоронил жену там. Позднее его похоронили рядом с ней.

И только в XX веке наконец базилика святого Петронио получает признание католической церкви (1929 год), а сам обряд освещения был проведен в 1954 году. В 2000 году болонцы поставили жирную точку в истории храма, перенеся в него мощи святого Петрония, которые до этого хранились в построенном им соборе святого Стефана. А фасад древней базилики так и остался незавершенным: все предложения архитекторов, даже самых именитых, отклонены.

 

Предметы искусства как элементы базилики святого Петронио

В украшении базилики Сан-Петронио принимали участие лучшие художники и скульпторы Болоньи. Статуи, украшающие фасад и внутренние помещения храма, когда-то вдохновляли молодого Микеланжело: остановившись в Болонье, он приходил любоваться на скульптуры девы Марии, пророков и епископа Петрония.

Над алтарем возвышается балдахин XVI века – парадный навес, украшенный белыми скульптурами. Нижняя часть фасада, стены и колонны залов базилики облицованы белым и розовым мрамором, украшены искусной резьбой. К двум прекрасно сохранившимся органам XV и XVI века также приложили руку талантливые скульпторы.

Базилику украшают художественные полотна и фрески. Одна из фресок XVI века в наше время стала провокационной, так что здание охраняют от мусульманских экстремистов (в 2002 году они планировали взорвать храм). Фреска о пребывании мусульманского пророка в аду поражает своим сюжетом и натуралистическими подробностями. Сам сюжет был взят из «Божественной комедии» Данте, герой которой встречает на последнем круге ада Мухаммеда. Во времена Данте Алигьери пророк Мухаммед считался католическим священником, внесшим раскол и основавшим собственный культ. Поэтому Данте мог считать его отступником. Мусульманские же ученые считают, что Данте был знаком с ранними мусульманскими представлениями о пути пророка. Согласно этим представлениям, перед тем, как стать пророком, Мухаммед смог посетить ад и рай. Лояльное отношение к исламу показывает и сам Данте: в лимбе, где находятся души людей, не попавших в рай по независящим от них причинам, он встречает Саладина, Авиценну и других мусульман.

Даже астроном Джованни Кассини принимал участие в украшении базилики: он создал 67-метровый латунный меридиан на полу базилики, украшенный мрамором с нанесенными на них датами. Проникающий через отверстие в крыше луч солнца указывает число и месяц, соответствующий календарю. Этот меридиан помог Кассини подтвердить теорию вращения Земли вокруг солнца.

Читайте также...
Вам может быть интересно

Ваш комментарий/отзыв/вопрос:
Обратный звонок Подбор курсов бесплатно Online консультант