Фигуры геометрии, игры, символы масонов и знаки принадлежности к всемирным религиям – вот неполный перечень того, что можно зачастую разглядеть на топографическом плане того или иного города.
Красоты могут быть обнаружены не только в архитектурных шедеврах. Нередко архитекторы и планировщики закладывают смыслы и понятия, а также тайные знаки на этапе составления генпланов; разбивка дорог и парков, расположение домов и общественных зданий скрывает под собой легендарные истории, сочетание утилитаризма и инноваций.
Жаль только, что увидеть это дано лишь тем, кто смотрит на города с высоты или наблюдает их в виде карт и топографических планов! Но мы познакомим вас с некоторыми примерами.

Бразилиа: самолет или бабочка?
В 1955 кандидат в президенты Федеративной Республики Бразилия Жоселину Кубичек пообещал, что за пять лет выведет развитие страны на новый уровень и построит новую столицу взамен Рио. Таким образом предполагалось понизить зависимость провинций от этого мегаполиса.
Главным архитектором был избран архитектор Луцио Коста. С его легкой руки люди видят в очертаниях города на карте летящий самолёт – хотя сам он уверяет, что речь шла о бабочке. В её «крыльях» размещены жилые кварталы, сходящиеся магистралями в районе площади Трёх властей, где расположен конгресс, президентский дворец и здания высших судов страны.
Вашингтон: круги, треугольники и масонские символы
Столица Североамериканских Штатов была заложена с подачи Эндрю Эликота в 1791 году: процесс начался с межевания при помощи крупных камней-маркеров. Но полноценный проект принадлежал Пьеру Ланфану.
Город находится в нише, созданной руслом Потомака. Уличная сетка идеально ровная, а наиболее важные объекты располагаются на площадях и перекрёстках, так что сверху на карте без труда можно обнаружить прямоугольники, круги, овалы, звёзды и другие фигуры.
Важнейшей доминантой должны были стать Конгресс и дворец президента (в пять раз больше нынешнего).
Пальманова: звезда Утопии
Итальянский городок – жемчужина провинции Фриуле-Венеция-Юлия, хотя живут тут всего 5000 человек. Небольшое население позволило ему сохранить изначальные очертания – те, что были заложены в XVI веке, когда город был построен в качестве форта для защиты от угрожавших Венеции турецких армий.
Крепость окружена рвом, а девять бастионов позволяют вести фланкирующий огонь. Что интересно: город находится ниже линии горизонта и невидим неприятелю во время артиллерийского обстрела.
Чандигарх: арки и квадраты
Проект этого города в Индии принадлежит великому Ле Корбюзье и его товарищам Альберту Майеру и Маци Новицки. Строительство началось после провозглашения независимости в 1953 году и было призвано символизировать новую независимую Индию.
Имя населённый пункт получил в честь богини Чанди. Он разделён на 47 кварталов, каждый из которых представляет собой автономную административно-территориальную единицу с собственным храмом, медицинскими и образовательными учреждениями, магазинами и офисами – по сути, это 47 городков в одном гигантском теле, слитым воедино благодаря системе скоростных дорог и общественному транспорту. Вокруг разбито кольцо зелени, призванное не допустить разрастания застройки сверх меры.
Авторству французского гения принадлежат не только здания органов власти, но и арки рядом, позволяющие воздушным потокам разгонять жаркий воздух над городом. Эти сооружения представляют собой комплекс, внесённый в список культурного наследия ЮНЕСКО, они сделаны из бетона и оборудованы каждый отдельной площадью для проведения мероприятий. В центре композиции установлен памятник в виде открытой ладони.
Эль-Сальвадор: шлем легионера
Имя этого чилийского города шахтёров совпадает с названием страны Центральной Америки. Американская медная компания «Анаконда» в 1954 поняла, что дела её дышат на ладан: пройдёт пара лет, и медные и угольные рудники иссякнут. Возник запрос на поиски новых разработок.
Разведчики нашли место, где не жил никто, и приступили к сооружению самодостаточного города для шахтёров. По легенде, когда основатель фирмы отправился на место взглянуть на будущий актив, он взял с собой ребёнка. Мальчик прихватил игрушечный шлем. А когда спустя полтора десятилетия он, будучи директором, лично прилетел в новый город, то заметил: он точь-в-точь повторяет формой любимую игрушку!
Эта трогательная история не имеет под собой оснований, увы. План был разработан Реймондом Олсоном из США специально, чтобы идеально подходить под ландшафт. В то же время автор пытался решить задачу избежать типовых решений и подходов, отсюда нелинейная структура и окраска домов.
Джайпур: розовые прямоугольники
Город известен как Розовый. Причина банальна: материал стен большей части старинных зданий именно этого цвета. Основан в 1727 году магараджей Савая Джай Сингхом Вторым, который лично принял участие в составлении плана, изучая архитектурные труды и проводя дни с профессионалами своего дела.
За основу были взяты традиционные геометрические решения школы Васту-Шастрья и шилпа-шастрья – трактаты древности, детально регламентирующие процесс постройки культовых сооружений.
В итоге план представлял собой девять прямоугольников правильной формы, каждый из которых представлял собой самостоятельный район. Девятка появилась не просто так: это своеобразная мандала, символизирующая планеты в представлении индусов того времени.
Ла-Плата: город диагоналей
Этот аргентинский населённый пункт планировался с максимальным утилитаризмом и практическим подходом. Когда Буэнос-Айрес выделили из окружавшей его провинции в отдельный федеральный округ, провинции потребовался новый столичный город, причём в самой ближайшей перспективе. Взять и назначить административным центром какую-нибудь деревню могли в Парагвае или Чили, но Аргентина в ту пору была экономической сверхдержавой регионального масштаба и даже имела собственные дредноуты, как Англия, Германия или Россия. Поэтому решили построить новый город.
Поручили задачу Педросу Бенуа – мало ли в Аргентине донов Педро? Думаю, не меньше, чем в Бразилии. Тот состряпал генплан, в основе которого лежала центральная площадь и сквер, дважды пересечённые косыми улицами – с севера на юг и с востока на запад. Пространство между улицами было плотно заполнено ромбовидными сегментами – так что сверху город стал похож на сетку-авоську.