пн-пт 10-19, сб-вс 12-18
(Московское время)

Тестируем мир будущего. Как изменится образование после онлайна


Категории: обучение за рубежомОбучение в Россииуниверситеты в Россиишколы в Россиилагеря в Россииязыковые курсы в Россииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Россиианглийский в РоссииОбучение в Великобританиишколы в Великобританииуниверситеты в Великобританиисреднее образование в Великобританиилагеря в Великобританииязыковые курсы в Великобританииязыковые курсы за рубежоманглийский в ВеликобританииОбучение во Франциишколы во Францииуниверситеты во Францииязыковые курсы во Францииязыковые курсы за рубежомлагеря во Франциисреднее образование во Франциианглийский во ФранцииОбучение в Испаниишколы в Испанииуниверситеты в Испаниисреднее образование в Испанииязыковые курсы в Испанииязыковые курсы за рубежомлагеря в Испаниианглийский в ИспанииОбучение в Германиишколы в Германииуниверситеты в Германииязыковые курсы в Германииязыковые курсы за рубежомлагеря в Германиисреднее образование в Германиианглийский в ГерманииОбучение в Канадешколы в Канадеуниверситеты в Канадесреднее образование в Канаделагеря в Канадеязыковые курсы в Канадеязыковые курсы за рубежоманглийский в КанадеОбучение в СШАшколы в СШАуниверситеты в СШАсреднее образование в СШАлагеря в СШАязыковые курсы в СШАязыковые курсы за рубежоманглийский в СШАОбучение в Швейцариишколы в Швейцарииуниверситеты в Швейцариисреднее образование в Швейцариилагеря в Швейцарииязыковые курсы в Швейцарииязыковые курсы за рубежоманглийский в ШвейцарииОбучение в Австралиишколы в Австралииуниверситеты в Австралииязыковые курсы в Австралииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Австралиилагеря в Австралиианглийский в АвстралииОбучение в Италиишколы в Италииуниверситеты в Италииязыковые курсы в Италииязыковые курсы за рубежомлагеря в Италиисреднее образование в Италиианглийский в ИталииОбучение в Китаеуниверситеты в Китаешколы в Китаеязыковые курсы в Китаеязыковые курсы за рубежомлагеря в Китаесреднее образование в Китаеанглийский в КитаеОбучение в ОАЭшколы в ОАЭуниверситеты в ОАЭсреднее образование в ОАЭязыковые курсы в ОАЭязыковые курсы за рубежомлагеря в ОАЭанглийский в ОАЭОбучение в Нидерландахуниверситеты в Нидерландахшколы в Нидерландахсреднее образование в Нидерландахязыковые курсы в Нидерландахязыковые курсы за рубежомлагеря в Нидерландаханглийский в НидерландахОбучение в Ирландииуниверситеты в Ирландиишколы в Ирландиилагеря в Ирландииязыковые курсы в Ирландииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Ирландиианглийский в ИрландииОбучение в Австриишколы в Австрииуниверситеты в Австрииязыковые курсы в Австрииязыковые курсы за рубежомлагеря в Австриисреднее образование в Австриианглийский в АвстрииОбучение в Чехиишколы в Чехииуниверситеты в Чехиисреднее образование в Чехиилагеря в Чехииязыковые курсы в Чехииязыковые курсы за рубежоманглийский в Чехии
Показать все
Тестируем мир будущего. Как изменится образование после онлайна


«Не дай бог жить в эпоху перемен!», — гласит старинная китайская пословица. Хотя эта эпоха никогда не кончается, под гнётом перемен нашу систему образования штормит как никогда. Онлайн-обучение стало серьёзной проверкой для системы образования, преподавателей и студентов, и запущенный процесс необратим – неожиданно онлайн-формат становится российскими буднями и ощутимо меняет всю систему.

Ощути удалёнку на вкус

Казалось, что сложный учебный год позади, настали каникулы и можно наконец выдохнуть. Но только не для родителей, всё лето мучавшихся вопросом – вернётся ли ребёнок в школу осенью? В августе нас обнадёжили – ситуацию в России назвали сдержанно оптимистичной и заверили, что дети пойдут в школу офлайн, то есть по старинке. Вместе с тем все понимают, что подуй ветер в другую сторону – здравствуй снова, Zoom! Между тем, по прогнозам экспертов, последствия нововведений мы прочувствуем намного позже, когда будет проведена работа над ошибками и идея дистанционки уляжется в головах самых консервативных товарищей. Как говорится, большое видится на расстоянии.

Вызовы учителям

Стало понятно, что отсутствие физического присутствия сильно занижает степень вовлечённости и мотивации учащихся. Дисциплина и физический контроль не имеют решающего значения, важна только методология учителя. Умение заинтересовать, вовлечь и поддерживать внимание – вот что резко возросло в цене. По этим причинам педагоги, владеющими современными педагогическими приёмами, будут наиболее успешными. В целом позитивный тренд, не правда ли? Помечтаем, что новый формат искоренит из лексикона педагогов избитые фразы а-ля «А голову ты не забыл?», а методы влияния станут по-настоящему гуманными.

Вызов студентам

Не меньших усилий требует онлайн-формат от учащихся, особенно в России, где с ранних лет многие дети учатся из-под палки и менее сознательны в обучении, чем их сверстники за границей. Онлайн-формат требует от студентов самостоятельности в планировании учебного процесса, объективной оценки своей и чужой успеваемости и вовлечения в учебный процесс. Большинство сложностей студентов связано именно с отсутствием вышеперечисленных навыков, поэтому не только для педагогов цифровизация стала краеугольным камнем дальнейшего успешного образования.

Преподаватель Гаджет

Вынужденный переход в онлайн-формат повлёк за собой знакомство с современными технологиями – участие в видеоконференциях, работу в гугл-таблицах. Ожидается, что преподаватели избавятся от страха новых технологий и активно будут применять их в учебном процессе.

По мнению российского министра науки и высшего образования Валерия Фалькова, система высшего образования в России изменится, обучение станет более разнообразным, появятся новые цифровые форматы. Большое влияние пандемия окажет на российских преподавателей, как минимум появится новое требование – навык организации коллективной учёбы в онлайн-формате.

Упадёт ли качество образования?

Удалённое обучение заставит пересмотреть учёбу в школах и университетах и поможет поднять её на новый уровень. При планировании учебных программ всё чаще будет подниматься вопрос – как эффективно использовать возможности офлайн-пространства? Ведь за последние 10-20 лет университеты потеряли монополию на знания – если не всё, то очень многое можно узнать через Интернет. Интернет и гаджеты сделали так, что запоминание и конспектирование перестали быть основными методами обучения. Сегодня преподаватель передаёт в первую очередь не знания, ценность и уникальность которых постепенно нивелируется. Важнее нечто более стоящее и человеческое – живой опыт, рождающий мотивацию сделать первые шаги в профессии. Процесс обучения всё больше напоминает взаимодействие между учителем и студентами на равных, где педагог выступает в роли посредника и мотиватора. Старая поговорка про «студент не сосуд, который надо наполнить, а лампа, которую нужно зажечь», еще никогда не была столь актуальна.

Полное отсутствие учителей возможно?

Многие современные учебные заведения своей главной целью объявили развитие цельной личности, готовой встретить вызовы современного и динамично развивающегося общества. Но только в 2020 году все поняли, что это не просто слова, а реальные вызовы современности. В результате коронавирус показал, насколько ценны три вещи: умение работать в неопределённых/меняющихся условиях, самостоятельный поиск решений и способность коммуникации с любыми людьми. Особенно важно уметь учиться самостоятельно с минимальной помощью от преподавателя.

Яркий пример такого подхода в обучении – школа программирования 42 School, основанная ещё в 2013 году. Формат обучения в школе несколько экстремальный и напоминает квест – студентам дают задания, которые они выполняют самостоятельно с помощью Интернета. Проверяют работы студенты сами, а после решения заданий их анализирует программа – всё это без какого-либо взаимодействия с преподавателями! В результате программистов расхватывают крупные IT-компании. Успешный подход школы подтвердил – классическое образование постепенно устаревает.

Вместо заключения: полезная перезагрузка системы образования и… коллективного сознания

Вынужденная удалёнка в системе образования стала не иначе как настоящим катарсисом и полезной перезагрузкой. Вирус помог преодолеть скепсис к нововведениям и быстрее адаптировать последних к российским реалиям, но предпосылки к «великим переменам» были задолго до пандемии – перемен требует время, в которым мы живем, а новые поколения, рождённые в цифровую эпоху, остро нуждаются в новых подходах в  образовании.

Читайте также...
Вам может быть интересно

Ваш комментарий/отзыв/вопрос:
Обратный звонок Подбор курсов бесплатно Online консультант