пн-пт 10-19, сб-вс 12-18
(Московское время)

«Мозга не хватит её понять»: что не так с профориентацией для подростков


Категории: обучение за рубежомОбучение в Россииуниверситеты в Россиишколы в Россиилагеря в Россииязыковые курсы в Россииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Россиианглийский в РоссииОбучение в Великобританиишколы в Великобританииуниверситеты в Великобританиисреднее образование в Великобританиилагеря в Великобританииязыковые курсы в Великобританииязыковые курсы за рубежоманглийский в ВеликобританииОбучение во Франциишколы во Францииуниверситеты во Францииязыковые курсы во Францииязыковые курсы за рубежомлагеря во Франциисреднее образование во Франциианглийский во ФранцииОбучение в Испаниишколы в Испанииуниверситеты в Испаниисреднее образование в Испанииязыковые курсы в Испанииязыковые курсы за рубежомлагеря в Испаниианглийский в ИспанииОбучение в Германиишколы в Германииуниверситеты в Германииязыковые курсы в Германииязыковые курсы за рубежомлагеря в Германиисреднее образование в Германиианглийский в ГерманииОбучение в Канадешколы в Канадеуниверситеты в Канадесреднее образование в Канаделагеря в Канадеязыковые курсы в Канадеязыковые курсы за рубежоманглийский в КанадеОбучение в СШАшколы в СШАуниверситеты в СШАсреднее образование в СШАлагеря в СШАязыковые курсы в СШАязыковые курсы за рубежоманглийский в СШАОбучение в Швейцариишколы в Швейцарииуниверситеты в Швейцариисреднее образование в Швейцариилагеря в Швейцарииязыковые курсы в Швейцарииязыковые курсы за рубежоманглийский в ШвейцарииОбучение в Австралиишколы в Австралииуниверситеты в Австралииязыковые курсы в Австралииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Австралиилагеря в Австралиианглийский в АвстралииОбучение в Италиишколы в Италииуниверситеты в Италииязыковые курсы в Италииязыковые курсы за рубежомлагеря в Италиисреднее образование в Италиианглийский в ИталииОбучение в Китаеуниверситеты в Китаешколы в Китаеязыковые курсы в Китаеязыковые курсы за рубежомлагеря в Китаесреднее образование в Китаеанглийский в КитаеОбучение в Нидерландахуниверситеты в Нидерландахшколы в Нидерландахсреднее образование в Нидерландахязыковые курсы в Нидерландахязыковые курсы за рубежомлагеря в Нидерландаханглийский в НидерландахОбучение в Ирландииуниверситеты в Ирландиишколы в Ирландиилагеря в Ирландииязыковые курсы в Ирландииязыковые курсы за рубежомсреднее образование в Ирландиианглийский в ИрландииОбучение в Австриишколы в Австрииуниверситеты в Австрииязыковые курсы в Австрииязыковые курсы за рубежомлагеря в Австриисреднее образование в Австриианглийский в АвстрииОбучение в Чехиишколы в Чехииуниверситеты в Чехиисреднее образование в Чехиилагеря в Чехииязыковые курсы в Чехииязыковые курсы за рубежоманглийский в Чехии
Показать все
«Мозга не хватит её понять»: что не так с профориентацией для подростков


Выбор карьеры, любимого дела и профессии, которая будет приносить удовлетворение и доход – сложный вопрос, а решать его приходится в школе: профиль обучения выбирают в 8-9 классе. Выбор осложняется тем, что вариантов карьеры, доступных для молодежи, сегодня больше, чем когда-либо. Пятьдесят лет назад выпускники школы выбирали из нескольких мест работы в их районе, а вот современным подросткам приходится учитывать тысячи ролей. География карьеры и проживания ничем не ограничена, но вместе с тем множественность выбора иногда приводит подростков к эмоциональной перегрузке, стрессу. Помогают ли тесты по профориентации сузить круг вариантов и как родителям помочь детям выбрать профессию? Рассмотрим в статье.

Почему подросткам сложно выбрать профессию?

Выбор профессии – сложное решение для подростков из-за давления со стороны общества, семьи, но есть и объективная причина, почему принятие решений в 15-18 лет даётся тяжело. Область мозга, ответственная за принятие решений, –  префронтальная кора, а в подростковом возрасте мозг проходит интенсивную реконструкцию, наращивает эффективность, «обрезая» неиспользуемые связи и одновременно укрепляя другие. Префронтальная кора реконструируется последней, поэтому подростки полагаются на часть мозга, ответственную за эмоции, импульсы, инстинктивное поведение — им трудно планировать, просчитывать последствия действий.

Во всем мире дети вынуждены принимать решения (выбор профильных классов в российской школе, дисциплин для изучения по программам A-level в Великобритании, Advanced Placement в США, International Baccalaureate в международных школах), в какой университет они хотят поступить или изучить рабочую профессию в тот момент, когда префронтальная кора развивается. Школьники понимают, что принятые решения повлияют на их жизнь, большинство из них стремится к свободе и видят мир возможностей, но постепенно вынуждены отметать объективно неподходящие варианты — и это тоже приводит к растерянности. Могут ли помочь им профориентационные тесты?

Какие существуют тесты профориентации?

Профориентационных опросников существует много, но проходить короткие тестики в интернете не имеет смысла: на основе минимальной информации трудно сформировать реальное представление о склонностях, способностях, предпочтениях. Есть несколько научно обоснованных методик, позволяющих сориентироваться, какие специальности ближе участнику опроса, и отсечь неподходящие.

«Карта интересов», А.Е. Голомшток

Какие вопросы задают себе подростки при выборе дела жизни? Смогу ли я реализовать себя? Много зарабатывать? Помочь другим, добиться высокого социального статуса? Смогу ли порадовать маму? (Правильный ответ на вопрос про маму – об этом при выборе профессии думать не надо). Все они крутятся в голове у ребенка 13-17 лет. «Карта интересов» Голомштока состоит из 174 простых вопросов и позволяет выстроить представление о существующих специальностях в чёткую картину, оценить 23 профессиональные сферы по шкале от «совсем не нравится» до «очень нравится». После завершения опроса испытуемый видит, к какой из областей он тяготеет: физика, математика, химия, медицина, искусство, педагогика.

Положительные стороны:

  • Самый подробный тест
  • Прозрачная интерпретация результатов: любите наблюдать за животными, помогать им – вам близка ветеринария.

Отрицательные стороны:

  • Тест не даст точного ответа на вопрос «Кем мне стать, когда я вырасту» – он не учитывает психологические склонности реципиента.
  • Чем больше однозначных ответов вы дадите, тем более достоверными будут результаты: не отвечайте всё время «сомневаюсь».

«Карта интересов» Голомштока подойдёт тем, кто уже разобрался в своих стремлениях, готов отвечать твёрдое «нет» или «да».

Диагностика социально-психологических установок личности, О.Ф. Потемкина

Тест Потемкиной включает 80 вопросов, варианты ответов – «да/нет», используется 8 шкал, позволяющих узнать, на что человек ориентирован в работе:

  • Процесс
  • Результат
  • Альтруизм
  • Эгоизм
  • Труд
  • Деньги
  • Свободу
  • Власть.

Опросник учитывает мотивацию, а не интеллектуальные наклонности.

За:

  • Простые вопросы с прозрачными формулировками, легко дать однозначный ответ.
  • Методика учитывает психологические особенности испытуемых, а это иногда даже более приоритетно, чем опора на интеллектуальные склонности.

Против:

  • Некоторые вопросы предполагают, что участник теста уже работал.
  • Методика Потемкиной также не даст однозначного ответа, какую работу выбрать именно вам – только обобщённые рекомендации.

Тестирование подходит взрослым участникам, получившим профессиональный опыт.

Профессиональная направленность личности, Дж. Холланд

Методика Холланда предполагает выбор из 42 пар профессий: участник выбирает, какой вариант кажется более привлекательным с точки зрения процесса выполнения работы. Это помогает определить профессиональный тип личности:

  • Реалистический – ориентирован на создание материальных предметов, обслуживание технологических процессов, работу с устройствами. Профессии: конструктор, слесарь, электромонтёр.
  • Интеллектуальный – подходят специальности, требующие интеллектуального напряжения, аналитики, поискового мышления, нестандартных подходов. Примеры: программист, копирайтер.
  • Социальный – направлен на работу с людьми и группами людей, им близки сферы образования, ухода, лечение, сервис, консалтинг. Специальности: учитель, медсестра, семейный консультант.
  • Конвенциальный (офисный) – те, кому нравится работать с информацией, систематизировать, каталогизировать, применять формулы, таблицы, оптимизировать документацию. Специальности: офис-менеджер, аудитор, финансовый аналитик.
  • Предпринимательский – люди с независимым мышлением, не признающие рутину, решительные, готовые действовать самостоятельно, рисковать, организовывать, постоянно общаться. Примеры профессий: предприниматель, маркетолог.
  • Артистический – яркие, свободомыслящие люди с независимым взглядом на вещи и оригинальным мышлением. Тонкое восприятие мира, высокая чувствительность позволяют заниматься искусством. Специальности: певец, художник, сценарист.

Определив, к какому типу вы подходите, вы значительно сократите список специальностей.

Плюсы:

  • Тест даёт конкретные рекомендации в соответствии с типом личности испытуемого.
  • Вопросы подобраны таким образом, что отвечать на них легко, не нужно заниматься самоанализом.

Минусы: 

  • Корректные ответы дадут те, кто знаком с содержанием каждой профессии.
  • Выделять типы личности по выбранным профессиям некорректно.

Методика ориентирована на реципиентов, готовых изучить содержание каждой специальности, упомянутой в опроснике, иначе ответы будут не показательны.

Дифференциально-диагностический опросник, Е.А. Климов

Опросник Климова построен на основе теста Холланда, но с поправкой: отечественный специалист предлагает выбрать между двумя действиями — проектировать плотину или строить её. После ответа на все вопросы выясняется ориентация на одну из 5 групп профессий по типу взаимодействия:

  • Человек-природа: в эту группу попадают те, предпочитает взаимодействие с человеком как биоорганизмом, растениями, животными, процессами живой природы. К ним относятся экологи, фермеры, врачи.
  • Человек-техника: к этому типу относятся люди, предпочитающие работать с техникой, автомобилями, аппаратами, материалами. Это механики, электрики, инженеры.
  • Человек -человек: люди этого типа предпочитают работать с людьми, группами, внутри больших коллективов. Например: воспитатель, преподаватель, психолог.
  • Человек-знаковая система. Подходит тем, кто предпочитает работать с текстами, таблицами, чертежами, кодировать. Примеры: редактор, финансист, аналитик баз данных, разработчик игр.
  • Человек-художественный образ. Люди этого склада создают объекты искусства, изучают его элементы, применение в повседневной жизни. Специальности: декоратор, композитор, скульптор.

Положительные стороны методики:

  • Есть рекомендации по конкретным специальностям.
  • Понятные варианты ответа.

Отрицательные стороны: 

  • Однозначность классификации не допускает смешения нескольких типов личности.
  • Выбранные профессии совсем не означают, что вам подходят именно они.

Методика подходит испытуемому любого возраста и уровня знаний о профессиях.

Существующие — пусть даже самые подробные методики — не дадут однозначного ответа, какую профессию выбрать именно вам, но помогут лучше понять свои склонности, сделать выбор или сузить круг вариантов. Если вы не относитесь к числу редких счастливчиков, нашедших свое призвание или развивавших талант с детства, то пройдите несколько тестов. Отчасти они подтвердят результаты друг друга и укажут на способности, которые стоит развивать.

Как родители могут помочь?

  • Начните с поиска школ, которые обучают «навыкам мышления» и «мягким навыкам» (soft skills). Они поддерживают разностороннее развитие ребёнка, учат эффективному принятию решений, помогают выделить качества, необходимые для работы.
  • Обратите внимание на школу с активным отделом развития карьеры: специалисты по профориентации помогут учащимся понять их интересы, навыки, ценности, как они соотносятся с карьерными путями, которые их интересуют.
  • Поговорите с подростками о том, что им нравится в школе и вне её, помогите понять, какие навыки, полезные для будущей профессии, они развивают во время учёбы, любимых занятий, командных игр, творческих занятий. Если ваш ребенок выбирает конкретный путь, предложите ему рассмотреть широкий круг вариантов, не закрывая возможности стажировки за рубежом, временного/летнего трудоустройства, получения дополнительных навыков на онлайн-курсах.
  • Объясните ребёнку, что выбор профессии – не приговор. Необязательно выполнять одну работу на протяжении всей жизни: даже одна специальность позволяет менять набор функций, расти по карьерной лестнице или менять место жительства, осваивать дополнительные навыки. Если же выбранная профессия совсем перестанет удовлетворять, то сейчас много возможностей освоить новую, пусть это потребует времени и усилий.

Поощряйте детей проходить стажировку, находить временную работу, волонтёрить в интересных для них проектах. Это поможет понять, какой вид работы им нравится (или нет), освоить навыки трудовой этики, получить опыт взаимодействия с другими людьми.

Всему своё время

Подростковые годы сложны: физические изменения, изучение собственной идентичности, давление школьной системы. Если ребенок не выбрал сферу приложения своих способностей — напомните ему, что он не одинок. Возможно, это потребует времени, перерыва между учёбой в школе и вузе, попыток найти себя на практике или пройти краткосрочные курсы (например, летнюю школу), чтобы понять, готов ли он посвятить изучению конкретной сферы 5-6 лет. Объясните, что с каждым шагом он будет ближе к пониманию того, чем хочет заниматься.

Читайте также...
Вам может быть интересно

Ваш комментарий/отзыв/вопрос:
Обратный звонок Подбор курсов бесплатно Online консультант