пн-пт 10-19, сб-вс 12-18
(Московское время)

Как теперь работает высшее образование — и при чем тут новые технологии


Показать все
Как теперь работает высшее образование — и при чем тут новые технологии


В 2019 году в российских вузах заработала инновационная программа «Индивидуальные образовательные траектории». В странах Европы и США индивидуальное развитие – повсеместная практика, поэтому неудивительно, что общемировые тенденции добрались и до нас. Как перенимают зарубежный опыт в университетах России – попробуем разобраться.

Перемен требуют наши профессора

Известно, что россияне без охоты принимают новшества, с подозрением анализируя всё, что навеяно Западом. Вместе с тем в традиционных университетах назрел кризис, связанный с быстрыми темпами развития технологий и общества:

  • Под натиском компьютеризации «продолжительность жизни» профессий сильно сокращается – они рождаются и умирают быстро, как никогда
  • Вузы с классическими программами длительностью от 2 до 4 лет не успевают подстраиваться под рынок труда, в котором каждый год меняется топ востребованных специальностей
  • Растёт конкуренция между студентами и самими вузами.

В чём заключается обучение по индивидуальной образовательной траектории

Первое, что бросается в глаза – самостоятельность выбора дисциплин на изучение. Раньше выбрать курс можно было только из списка очень близких к специальности предметов, а некоторые курсы делали обязательными. К примеру, преподаватели английского языка в обязательном порядке изучали «Страноведение Великобритании». По новой модели обучения:

  • Программа включает обязательные общие дисциплины, элективы и профильные дисциплины
  • Студент выбирает предметы каждый семестр по своему желанию
  • Элективные курсы не углубляют программу, а расширяют её
  • В некоторых вузах можно изучать несколько смежных элективов и получить minor – сертификат о прохождении курса по дополнительной специальности
  • ИОТ исключает обучение в привычных группах – все студенты учатся по индивидуальному расписанию.

Почему ИОТ поможет вузам и студентам

По системе индивидуального развития работают вузы Канады, США и Европы: если российские университеты перейдут на подобную систему, студенты из России смогут более комфортно участвовать в программах обмена. В европейских вузах часто семестр за границей входит в программу обучения, в то время как русским студентам после учёбы за рубежом часто приходилось досдавать предметы по пропущенной программе в отечественном вузе.

Как вводят новую систему в вузы России

Официально уже с 1 сентября 2020 года вузы перешли на новый образовательный стандарт, но нигде прямо не прописано, как инновационное обучение вузы должны организовать. Из-за того, что вузы не выработали единую модель индивидуальных образовательных траекторий, часто новая практика применяется по-разному в каждом учебном заведении.

  • Московский городской педагогический университет – огромное количество элективных курсов
  • Высшая школа экономики – minor’s (можно бы будем называть их «майноры»?) и элективы
  • Тюменский государственный университет полностью перешёл на ИОТ: студенты изучают блок общеобразовательных предметов, посещают элективы, изучают профильные дисциплины.

Как помогают онлайн-платформы

На платформе Modeus студенты могут выбрать элективные курсы и добавить их себе в расписание. Система помогает:

  • Отследить, кто куда записался
  • Составить гибкие учебные планы
  • Планировать нагрузку преподавателям
  • Составлять индивидуальные расписания
  • Контролировать успеваемость студентов.

Главный архитектор Modeus Павел Музыка считает: «Индивидуализация — шаг к качественному улучшению высшего образования в России. Она повышает конкуренцию между преподавателями, программами и курсами — и между университетами, и внутри каждого из них. А значит, невостребованным или устаревшим предметам там просто не останется места».

Читайте также...
Вам может быть интересно

Ваш комментарий/отзыв/вопрос:
Обратный звонок Подбор курсов бесплатно Online консультант